Характеристика элементов дорожно-транспортной ситуации, предшествовавшей ДТП

Здесь (при отсутствии следов торможения на месте ДТП) необходимо выяснить, применял ли торможение или объезд водитель, как двигался пешеход (темп и направление его движения), расстояние, преодоленное до места наезда с момента возникновения опасности для передвижения, или время его движения до наезда; в разрешенном ли месте переходил проезжую часть пешеход, его действия до выхода на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, изменил направление и т. д.); скорость движения автомобилей — по показаниям участников события, расположение транспортных средств по ширине проезжей части до ДТП (в случае ограниченной обзорности).

Например, установлено, что водитель применял торможение с целью предотвращения наезда на пешеходов, пешеход вышел на проезжую часть в месте, не разрешенном для перехода, из стоявшей на тротуаре группы людей, двигался в темпе быстрого шага и от правого края проезжен части (момент возникновения опасности для движения) до места наезда преодолел 3,7 м. По словам водителя, его автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч.

Момент возникновения опасности для движения — момент развития дорожно-транспортной ситуации, начиная с которого водитель должен был принимать меры к предотвращению ДТП в соответствии с правилами дорожного движения и на который определяется техническая возможность у водителя предотвратить ДТП. Момент возникновения опасности принимается применительно к тому или иному типу ДТС. Определение его находится в правовой компетенции лица, расследующего ДТП.

Приведем здесь рекомендации для установления момента возникновения опасности для движения, основанные на анализе Правил дорожного движения, литературы по тактике вождения, практики расследования дел по ДТП.

Препятствие или опасность для движения считаются возникшими в тот момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что:

— на полосе движения транспортного средства находятся неподвижные объекты;

— по полосе движения транспортного средства идут пешеходы (едет велосипедист, гужевая повозка и т. п.) во встречном или попутном направлении;

— по полосе движения транспортного средства движется встречное или попутное транспортное средство с меньшей скоростью;

— пешеход вышел на проезжую часть данного направления и приближается к полосе движения транспортного средства (для случаев, когда пешеход до наезда не менял темп и направление движения);

— пешеход возобновил движение после остановки на проезжей части (для случаев изменения темпа и направления движения пешеходом), если проверка показывает, что к моменту разъезда автомобиля с пешеходом последний при условии неизменности темпа и направления своего движения не представлял бы опасности для движении транспортного средства.

Если бы пешеход к указанному моменту по-прежнему представлял опасность, но за момент возникновения опасности принимается начало его движения по проезжей части данного направления;

— пешеход (или автомобиль) появился из-за объекта (подвижного или неподвижного), ограничивающего обзор водителю транспортного средства, если водитель был лишен возможности видеть пешехода (другой автомобиль) ранее на проезжей части;

— автомобиль, водитель которого не имел преимущественного права на движение, выезжает на полосу движения данного транспортного средства;

— в процессе обгона обгоняемое транспортное средство начинает совершать поворот налево;

— встречное транспортное средство в непосредственной близости начинает совершать поворот налево;

— встречное транспортное средство выезжает с заносом на левую сторону проезжей части;

— проявление неисправности, угрожающей безопасности движения.

Особо следует обратить внимание на определение момента возникновения опасности, создаваемой детьми. Общеизвестно, что дети могут допустить неосторожность на дороге, так как по своим возрастным особенностям они не всегда могут правильно ориентироваться в дорожной ситуации и принимать правильные решения.

Аналогично следует решать вопрос о возникновении опасности относительно лиц престарелого возраста, лиц, выполняющих работу на дороге, лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, определяемого по их поведению, животных.

Итак, для данных случаев считаем, что опасность для движения возникла и момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить на проезжей части или вблизи нее:

— ребенка, который стоит перед проезжей частью, намереваясь ее пересечь, и смотрит на встречный данному водителю автомобиль, ожидая его проезда;

— группы детей, часть из которых выбежала на проезжую часть, а остальные готовятся к этому;

— ребенка, вышедшего на проезжую часть или бегущего к ней и не смотрящего в сторону приближающегося транспортного средства;

— детей, увлеченных игрой;

— лицо престарелого возраста или слепого с тростью, вышедшего на проезжую часть;

—. лиц, выполняющих работу на проезжей части и не обращающих внимание на приближающееся транспортное средство;

— лицо, вышедшее на проезжую часть, по поведению которого видно, что он не контролирует полностью свои действия (шатается, падает и т. п.);

— животные на проезжей части.

Как правило, не представляет опасности нахождение вблизи проезжей части детей школьного возраста, если они стоят спокойно перед проезжей частью и смотрят в сторону приближающегося транспортного средства, идут по обочине, тротуару параллельно проезжей части или удаляются от нее, т. е. когда в их поведении не усматривается намерения пересечь проезжую часть перед приближающимся транспортом.

Вопрос о моменте возникновения опасности для движения в каждом конкретном случае решается с учетом особенностей дорожно-транспортной ситуации, связанных в том числе с интенсивностью движения, поведением участников движения и т. п., поэтому вышеприведенные рекомендации носят лишь ориентирующий характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: