Судебная дорожно-транспортная экспертиза, ее задачи и объекты

Современная судебная дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ) — это экспертное исследование в целях установления механизма и обстоятельств ДТП, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников — по материалам дела и результатам исследования места происшествия, ТС (их деталей, узлов, агрегатов, систем) и водителя [9]. Таким образом, официально принятое ныне определение экспертизы как судебно-автотехнической (САТЭ) вышло за пределы своего названия и в большей степени соответствует предложенному здесь более широкому по смыслу названию.

Место и роль СДТЭ в процессе доказывания по делам о ДТП наглядно показаны на схеме 30.

В общей структуре судебных экспертиз СДТЭ занимает место как род класса судебных инженерно-транспортных экспертиз, в которые, кроме СДТЭ, входят также судебные авиатранспортные, водно-транспортные, железнодо-рожно-транспортные экспертизы. Это особый класс экспертиз, имеющих общие задачи и ряд понятий, связанных с родственностью объектов исследования на транспорте, и методов, выработанных из судебно-экспертной технической, психологической, криминалистической диагностики. Специфичность среды движения объектов, самих объектов и субъектов управления транспортом предопределяет разработку и применение специальных методов исследования, что делает каждый род экспертизы самостоятельным и отделяет их друг от друга. Через экспертное исследование следов как отображение процессов взаимодействий частных объектов эти роды экспертизы связаны с традиционными родами класса судебных криминалистических экспертиз; некоторые, в том числе СДТЭ, имеют пограничные виды (вид судебной транспор-тно-трасологической экспертизы).

Все это отражается и в формулировании категориальных понятий экспертизы.

Как известно, предмет любой судебной экспертизы — фактические данные (факты, обстоятельства), устанавливаемые на основе специальных научных познаний и исследования материалов дела. Различают понятия предмета судебной экспертизы, рода, вида (общее научное определение) и конкретной экспертизы (частное определение). Первое доказывается научно для экспертизы каждого рода; второе предопределяется вопросами каждой конкретной экспертизы (А. И. Винберг, А. Р. Шляхов, А. А. Эйсман) [II].

Так, предметом СДТЭ ныне являются фактические данные не только о техническом состоянии ТС (как было ранее для САТЭ на первых этапах), но и месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях лиц — участников происшествия и их возможностях, а также о тех обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые устанавливает эксперт на основе своих специальных познаний и материалов дела.

К объекту СДТЭ относятся следующие материализованные источники информации: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.

Перспективы развития рода СДТЭ связаны с применением комплексных методов исследования, специализацией этих исследований по видам и синтезированием их результатов для обеспечения полных и всесторонних исследовании. Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, с одной стороны, расширяет возможности СДТЭ, с другой — позволяет с большей обоснованностью и достоверностью удовлетворять потребности судебно-следственной практики [10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: