
Обжалование решений комиссии по телерадиовещанию происходит в суде. Обжалуются:
1) отказ в выдаче лицензии на телерадиовещание, нарушение Комиссией по телерадиовещанию порядка и сроков выдачи лицензии на телерадиовещание, иные неправомерные действия Комиссии по телерадиовещанию;
2) решения Комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на телерадиовещание;
3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой Комиссией по телерадиовещанию или ее членами документов и информации, а также нарушение должностными лицами требований Закона.
Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенные нарушения и полностью возместить убытки, понесенные заявителем на получение лицензии или держателем лицензии, а также вправе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, привлечь виновных в указанных нарушениях лиц к уголовной или административной ответственности.
Обзор печати – один из важнейших информационных элементов вещания. Это единственный вид передач, который помогает зрителю быстро и полно ознакомиться с политическими событиями, отраженными в ежедневных газетах. Утро – лучшее время для выпусков обзоров печати. Однако в тех случаях, когда речь идет о наиболее важных событиях или публикациях, их следует включать и в другие политические передачи – днем или вечером.
Задача обзора печати состоит в том, чтобы дать всесторонний анализ мнений. Редактор не должен брать из газет только то, что созвучно его позиции. Он обязан давать не собственные оценки событий, а мнения своих коллег-газетчиков.
Образовательная телепередача – телепрограмма, обновляющая и углубляющая знания телезрителя, имеющая самостоятельное значение в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства, социальной жизни. Образовательная телепередача ведет зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, которая основана на логике научного познания, истории накопления знаний.
Обратная связь телевидения. Работники вещания не имеют непосредственного контакта со своей аудиторией, и чтобы выяснить ее интересы и предпочтения, а также степень эффективности передач, необходима обратная связь со зрителями, постоянный зондаж общественного мнения. Главные методы налаживания обратных связей – социологические. Большое значение имеют письма, содержащие оценки, наблюдения и пожелания аудитории. Но почта, хотя и является неотъемлемой частью изучения общественного мнения, все же не дает полного представления о численном, возрастном и социальном составе аудитории, об ее отношении к программе и отдельным передачам.
Общественное телевидение – новый вид телерадиокомпаний, основанных на смешанных формах собственности – государственной, акционерной и частной. Указом Президента Российской Федерации на основе государственной телерадиокомпании «Останкино» создано акционерное общество «Общественное Российское телевидение».
Ограничение прав тележурналистов. Журналисты, работающие на государственном и общественном телевидении в информационных, публицистических и любых других программах не имеют права представлять в эфире партии, движения, организации и коммерческие структуры, в которых они состоят или состояли, которым они симпатизируют или с которыми они так или иначе связаны.
Ограничения на государственном и общественном телевидении. Некоторые ограничения в деятельности государственного и общественного телевещания вводятся Законом, исходя из необходимости реализации права граждан на свободное получение информации. В программах новостей, последних известий, других информационных программах недопустимы агитация и пропаганда, поддерживающая те или иные политические идеи, доктрины, экономические и иные структуры.
Журналисты, работающие в информационных программах государственного и общественного телевидения, не имеют права представлять и поддерживать в эфире те партии, правительственные, общественные, экономические, коммерческие и иные структуры, в которых они состоят или которым симпатизируют, или связаны с ними каким-либо иным способом.
Оперативность телевидения – способность быстро сообщать информацию, сокращать «расстояние» между событием и временем выхода в эфир сообщения о нем. Уникальное свойство ТВ – передавать сообщение о событии в ходе его самого - прямые телетрансляции, репортажи.
Организация, встреч с телезрителями – распространенная форма зондирования общественного мнения. На них, как правило, присутствуют руководящие работники, представители творческой общественности. Кроме того, в целях зондирования мнения телеаудитории ежегодно проводятся сотни мини-исследований, организованных рекламными агентствами, местными теле- и радиосетями, центрами по изучению зрительских запросов, радиотелевизионными программными журналами, газетами. Еще одна форма обратной связи телевидения – участие зрителей непосредственно в передачах с помощью телефонной связи, когда задаются вопросы ведущим, даются ответы на задачи викторины, определяются лучшие журналисты, передачи. Делается это для активизации аудитории, привлечения ее к участию в передачах.
Однако наиболее полное представление об аудитории, начиная с ее количественного и социо-демографического состава и кончая проблемами воздействия на нее тех или иных передач, формирования у нее поведенческих и ценностных ориентации, могут дать только системные и разносторонние социологические исследования. Они являются основой обратной связи и позволяют более эффективно и качественно осуществлять программную политику.
Освещение на телесъемках – важный элемент художественного решения передач – имеет технический и эстетический аспекты. Техника освещения состоит из типовых кинопрожекторов, ламп накаливания, напольных светильников и специальной аппаратуры, которые обеспечивают два вида света: мягкий – он рассеивается и не дает теней и жесткий – сильнонаправленный, вызывающий нужные тени. Создатели передачи должны знать такие параметры света:
ü направленность освещения – угол падения света на предмет;
ü зона действия, или распределение света – площадь, освещаемая данным источником;
ü яркость света;
ü качество света – мягкий или жесткий, белый, или отраженный.
Освещение телевидением массовых стихийных событий. При освещении массовых демонстраций, митингов, волнений населения и общественных беспорядков тележурналисты должны руководствоваться двумя следующими непреложными правилами.
Первое: население имеет право на получение информации о том, что влияет на общественную жизнь, следовательно, телевидение обязано сообщать о событиях такого рода.
Второе: участие телевидения так или иначе влияет на развитие указанных событий, поэтому действия телевизионных бригад на месте события, а затем и сама передача не должны усугублять напряженность ситуации. В случае, если возможно предвидеть нежелательные последствия, предпочтительнее отказаться от освещения события.
Участвуя в освещении указанных событий, журналисты, операторы, режиссеры, видеоинженеры должны делать это:
ü как репортеры, а не как участники;
ü с полной объективностью, точностью и сдержанностью;
ü насколько возможно – не явно для окружающих, ненавязчиво, помня при этом, что каждая ситуация требует тщательной оценки на месте.
Если присутствие телевидения провоцирует или усиливает волнения, следует закрыть камеры и спрятать микрофоны, независимо от того, что могут делать в это время другие журналисты. Следует освещать волнения точно так, как они происходят – без какой-либо инсценировки, не делать никаких предложений или просьб, которые каким-либо образом могут оказать влияние на ход событий. Надо подчиняться на месте всем распоряжениям представителей органов государственной власти, но немедленно сообщать руководству редакции о тех их требованиях, которые могут иметь целью, помешать освещению события или извратить его смысл.
Нельзя спешить с передачей в эфир сообщения о беспорядках до тех пор, пока не будет дана тщательная и сдержанная оценка серьезности ситуации, размера ущерба, числа, активности и настроения участников. Целесообразно избегать использования возбуждающих броских фраз типа «жестокость милиции», «озлобленная толпа», «взрывоопасное насилие».
Освещение телевидением случаев терроризма. Поскольку факты и обстоятельства в каждом случае насилия разные, не может быть конкретных, раз и навсегда определенных правил в освещении событий, связанных с терроризмом или захватом заложников. Работая на таком событии, журналистам – нужно действовать продуманно, осмотрительно и сдержанно. Совершенно очевидно, что сенсационность сообщения не должна выходить за рамки реальной оценки события. Нужно быть особенно осторожным в подходе к террористам-похитителям.
Многое из того, что необходимо при освещении гражданских беспорядков, применительно и здесь; особенно важны рекомендации, касающиеся требования воздержаться от использования возбуждающих громких фраз, от сообщения слухов.
Основная задача тележурналиста – предоставлять зрителю весь спектр представлений о событиях в рамках действующего законодательства по возможности с учетом общественной значимости и веса события, журналисты, прежде всего работающие в государственной или общественной компании, обязаны строго и точно разделять факты и собственный комментарий. Собственный комментарий также обязан содержать информацию об иных точках зрения на комментируемые события и факты. При предоставлении комментариев о деятельности государственных, общественных и иных структур необходимо опираться на информацию, распространяемую официальными центрами, обеспечивая максимум достоверности, не допуская личных выпадов, основанных на собственных симпатиях и антипатиях.
Главное в деятельности тележурналиста не его право на изложение собственной точки зрения, а его обязанность ознакомить зрителя со всеми или максимумом взглядов на освещаемую проблему.
Особенности телевидения как средства массовой информации. Телевидение – звено, опосредующее связь информатора и аудитории, которое выступает в виде регулярно секционирующей системы, опирающейся на мощную, самую современную, постоянно обновляющуюся технику, вбирающую в себя многие передовые научно-технические идеи. В системе массовой информации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщения – информатор представляет собой некоторую организованную группу, действующую в рамках и интересах другой систем» более высокого уровня – партии, класса, социальной группы. Получателем информации выступает разделенная пространством или временем (или одновременно тем и другим) массовая аудитория. Связь источника информации и аудитории здесь опосредована, так как информатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте. Особенностями средств массовой информации, и, прежде всего телевидения, в отличие от способов межличностного общения, являются:
1. Обращенность к аудитории опосредованно, через определенный способ доставки информации – печать, радио, телевидение.
2. Преодоление барьеров пространства и времени между источником информации и ее получателем.
3. Быстрота, скорость распространения информации, вплоть до передачи сообщения о событии в момент его свершения.
4. Определенная, заранее обусловленная периодичность, систематичность распространения сообщений.
5. Универсальность, всеобщность массовой информации.
Отказ от полученной информации. Журналист обязан воздержаться от подготовки материалов, которые несут ущерб чьей-то репутации – если только того не требуют интересы общества. Он не может высмеивать человека, пытаться опорочить его исключительно из-за пола, верований, политических убеждений или национального происхождения. Тележурналист должен отказаться при получении информации:
Ø от вмешательства в личную жизнь граждан;
Ø от добывания информации незаконным, нечестным путем;
Ø от выдачи предложений, слухов, догадок за точные факты;
Ø от интервьюирования детей и подростков без присутствия родителей или без их согласия;
Ø от упоминания имен и фамилий людей, если они стали жертвами преступлений.
Очерк – телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека. Очерку свойственна образная система повествования, ярко выраженная уже на уровне литературного сценария авторская позиция, отношение к описываемым явлениям, проблемам, людям.
В телевизионном очерке собранный материал автор располагает таким образом, чтобы все его части соответствовали замыслу и определенным образом воздействовали на зрителя. Для очерка требуются большие усилия, чем для документальных передач. Автор должен уметь ждать типичной ситуации, особенно выразительных событий.






