В начало. Панорамирование телекамеры – движение, которое обеспечивает обзорные, непрерывно изменяемые планы съемок или попеременную их запись

Панорамирование телекамеры – движение, которое обеспечивает обзорные, непрерывно изменяемые планы съемок или попеременную их запись, когда камера вдруг останавливается на одном плане по воле и замыслу режиссера.

Парламентское телевидение – система разножанровых передач, освещающих деятельность парламента: его заседаний, работу депутатов, комиссий и комитетов. Сюда входят трансляции (прямые и в записи) заседаний представительных органов разных уровней, интервью и беседы с депутатами, организация «депутатского канала» – регулярной программы для встреч депутатов с телезрителями.

Паспорт телепередачи – рабочий документ, содержащий перечень сведений о передаче, подготовленный редакцией. Содержит данные о ее названии, хронометраже, прохождении в эфир, а также об авторе, участниках передачи, актерах, последовательности использования музыкальных произведений, о редакторе, режиссере, ассистенте режиссера и администраторе.

Передвижная телевизионная станция – комплекс установленного на автомобиле телевизионного оборудования, необходимого для производства и ретрансляции телепередач. Передвижные телевизионные станции (ОТО) имеют телекамеры, мониторы, звукозаписывающую и осветительную аппаратуру. Они могут соединяться с телестудией посредством линии связи.

План – масштабно-пространственная характеристика кадра, в которой за единицу измерения берется фигура человека.

Планов классификация:

ü дальний план дает общее представление, ощущение пространства;

ü общий план дает представление о географии места действия, ориентирует зрителя в пространстве;

ü средний («американский» – по колено) информирует о происходящем, передает явления внешнего мира без углубления во внутренний, предполагает объективность, отстраненность показа;

ü средний (поясной) выполняет те же функции;

ü крупный план подчеркивает значимость показываемого объекта, «укрупнение» факта или события, дает эмоциональную окраску происходящего в кадре, подчеркивает психологизм действия;

ü деталь концентрирует внимание зрителя, служит толчком для ассоциаций;

ü мизанкадр – образное решение действия в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства.

Сцена на телеэкране – серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия. Сцена в экранных искусствах строится из ряда кадров различной крупности, из одного кадра, снятого с движения, или сочетания кадров различной крупности и кадра, снятого с движения. (В основе любого движения в телеискусстве лежит эффект зрительского продолжения, т.е. способности зрителя восстанавливать недостающие звенья в сочетании изображения, движения, развития сюжета, течения времени, изменения пространства.)

Планирование телепередач может быть текущим и перспективным – на день, неделю, месяц, квартал, год. Текущее планирование осуществляется, как правило, на неделю и предстает перед зрителем в виде опубликованной программы передач. Перспективное планирование – основа координации и целенаправленного использования всех участков работы телеорганизации. Перспективное планирование обеспечивает:

ü определение и развитие главных направлений вещания;

ü учет крупных дат и политических событий на протяжении длительного времени;

ü стабильность и устойчивость вещания, к которому привыкает аудитория;

ü определение наиболее удачного сочетания форм и жанров художественного и документального вещания в программах;

ü стабильность в подборе авторов, ведущих, участников передач;

ü замена устаревших рубрик новыми, укрепление и совершенствование перспективных, наиболее актуальных циклов передач;

ü распределение материальных, технических и творческих сил.

В годовые перспективные планы входят многосерийные художественные и документальные фильмы, основные рубрики общественно-политических передач, театральные спектакли, молодежные, научно-познавательные, музыкальные, детские передачи.

Попечительский совет телекомпании создается в составе общественных деятелей, внесших личный вклад в развитие телевидения как искусства, как средства массовой информации в качестве авторов, создателей или участников телепрограмм. Штатные работники телекомпании не могут быть членами Совета.

Главной задачей попечительских советов является разработка рекомендаций по совершенствованию вещания, развитию его эстетических и нравственных принципов. Решения попечительского совета носят рекомендательный характер, они принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Попечительский совет есть общественный орган, который не является юридическим лицом, его состав может регулярно обновляться.

Портрет телевизионный – созданный средствами телевидения образ человека, коллектива, подчеркивающий особенности, оригинальность характера и поступков, отличающих одну личность от других, один коллектив от другого сообщества.

Порядок предоставления эфирного времени политическим группам. Порядок предоставления эфирного времени политическим партиям и объединениям в период проведения предвыборных и предреферендумных кампаний регламентируется соответствующими законами о выборах и референдумах в Российской Федерации. При этом главным является право граждан на получение информации обо всех взглядах на кандидатов и вопросы референдума, а не право политических и иных сил на пропаганду и агитацию с использованием государственного или общественного телевидения.

Постановочные и игровые передачи. К ним относятся драматический или музыкальный спектакль, опера, балет, оперетта. Эти художественные постановки создаются:

а) по оригинальной пьесе – либретто и музыке, написанным по заказу телевидения;

б) по литературному сценарию, написанному по литературному произведению, или являются переносом на экран театрального спектакля (телевизионный вариант).

Примечание: следует разграничить спектакли, требующие записи новой фонограммы, а также имеющие готовую фонограмму.

Права и ответственность журналистов и других работников телевидения обсуждаются и принимаются демократическим путем о участием трудовых коллективов, общественных организаций и творческих союзов. Эти права и ответственность не могут зависеть от убеждений, вероисповедания, национальной или политической принадлежности.

Права телезрителей. Телезрители в Российской Федерации имеют право на получение через телекомпании достоверных и объективных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан и другой общественно значимой информации. Телекомпании обязаны обеспечивать соблюдение прав телезрителей в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Защита прав и интересов телезрителей осуществляется государственными органами, а также общественными объединениями и организациями по защите прав потребителей в соответствии с их правомочиями.

Правдивость тележурналиста. Журналист обязан правдиво отображать действительность с помощью точной и исчерпывающей информации. Он должен излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая реальные связи и не допуская искажений, с тем, чтобы обеспечить возможность аудитории формировать адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Журналист сохраняет за собой право на свободу комментария и личное мнение, если они не унижают человеческое, национальное и религиозное достоинство, не противоречат основным правам и свободам граждан.

Предвыборная политическая борьба и участие в ней телевидения. Деятельность телеорганизации в предвыборной политической борьбе направлена на всемерное содействие гражданам в осуществлении их права свободного выдвижения и выбора достойных кандидатов в демократические представительные органы государственной власти. На государственном и общественном телевидении для кандидатов в народные депутаты это гарантируется:

ü равной возможностью выступления перед избирателями с изложением своей платформы;

ü невмешательством редакции в содержание выступления по предвыборной платформе в отведенное для этой цели эфирное время;

ü предоставлением равного времени для выступлений участникам передач.

Вместе с тем эти гарантии не означают, что тележурналист не имеет права:

Ø предварять или комментировать выступление кандидата;

Ø редактировать по своему усмотрению, но с согласия кандидата, содержание интервью, беседы и иные выступления, не являющиеся изложением предвыборной платформы;

Ø приглашать для участия в одной передаче или соперников, или кандидатов, представляющих разные избирательные округа, компоновать их выступления в соответствии со своим творческим замыслом.

В случае, если кандидатом на выборах назван журналист или иной работник государственного телевидения, ему гарантированы только те возможности, которые предусмотрены для любого кандидата, участвующего в предвыборной борьбе. Работник телевидения не может использовать свои преимущества в борьбе за голоса избирателей в случае регистрации его в качестве кандидата в народные депутаты. После такой регистрации и до выборов журналист не должен выступать в кадре. Выступающий в кадре тележурналист не может быть также доверенным лицом какого-либо кандидата в народные депутаты.

Будучи избранным в представительные органы государственной власти, журналист или иной творческий работник государственного телевидения должен обсудить с руководством телекомпании вопрос о том, в какой мере ответственность перед избирателями своего округа, деятельность в представительных органах государственной власти соответствует тем обязанностям, которые возложены на него в компании, и в какой форме он может их исполнять в дальнейшем.

Приоритетность российской кино- и видеопродукции. Государственные и общественные компании в своей деятельности руководствуются созданием наиболее благоприятных условий для развития и поддержания отечественного рынка кино- и видеопродукции, предоставления гражданам возможности приобщаться к сокровищницам в первую очередь культуры народов, населяющих Россию. Это должно выражаться главным образом в размещении заказов на кино- и видеопродукцию среди студий и творческих коллективов России.

Процесс поддержания национальной культуры телекомпаниями не должен приводить к дискриминации лучших образцов видео- и кинопродукции зарубежных стран, а также их информации.

Природа телевидения как искусства. В основе телевизионного произведения лежит взаимодействие слова и изображения, сочетание двух языков – языка зрительных образов и языка словесных образов (Ю. Лотман). Словесно-зрительная структура телевидения предполагает, что в ходе развития драматургии действия на первый план могут выходить то слово, то изображение в соответствии с тем, что в конкретный момент передачи может сильнее подействовать на ум и эмоции зрителя.

Телевизионному слову свойственны особенности устной речи в формах диалога или монолога, а изображению – приемы кино, театра, изобразительного искусства. Как только эти свойства смежных искусств сливаются вместе, приобретают характер обращенности к отдельной личности, интимности в условиях домашнего просмотра, создается новое эстетическое качество в системе искусств – оригинальная природа телевидения.

Программа телевидения. Программная форма существования телевидения обусловливает взаимодействие телевидения с прессой, кино, театром, литературой и изобразительным искусством. Каждая отдельная телевизионная передача должна соответствовать основным принципам вещания, его идейной направленности, эстетической и художественной завершенности. Программная форма телевизионного вещания создает специфические условия экранной жизни для каждой передачи, которая становится частью целого. Закономерности построения телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения. Единство идейной направленности и эстетической завершенности программы – один из коренных принципов планирования телевидения.

Программирование телевизионного вещания – тематическое и жанровое планирование телепередач и фильмов на год, квартал (перспективное планирование), на месяц, неделю, день (текущее планирование). Программирование телевидения имеет свои принципы и требует соблюдения профиля канала, программы, актуальности и оперативности вещания как приоритетных подходов, композиционной стройности ежедневного расписания передач, учета предыдущих и последующих передач, а также передач, идущих на соседних каналах вещания. При этом можно применять два подхода: контрастности или дополняемости параллельно идущих передач.

Программирования основные понятия. В целях упорядочения использования видов и форм телевизионной программы, преодоления однообразия и параллелизма одних и тех же жанров ежедневное вещание организуется блоками по временным отрезкам – утренним, дневным, вечерним и ночным.

Блок (или контейнер) – набор рубрик, построенных по принципу повторения для различной аудитории телезрителей в зависимости от времени выдачи в эфир.

Рубрика – ряд передач или фильмов, развивающих определенное тематическое направление вещания, выходящих в эфир через одни и те же промежутки времени и рассчитанных на одну и ту же аудиторию. В рубрике или вне ее могут быть:

а) цикл – две и более передачи, посвященные одной проблеме;

б) серия – две (либо более) передачи, объединенные одним героем (одними героями).

Серия передач, фильмов – состоящее из нескольких частей единое телевизионное произведение, в котором каждая часть закончена сюжетно и где реализуется закон единства места, времени и действия. Передачи, фильмы одной серии можно смотреть в обычном порядке, последовательно (первую, вторую, третью), но можно выдавать в эфир выборочно и в обратной последовательности. Например, в каждом фильме серии телевизионных художественных фильмов «Следствие ведут знатоки» – одни и те же главные герои, место и сфера действия. Эти ленты смотрятся в любой последовательности.

Сериал – многосерийный телефильм, объединенный одними героями, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия, она же и создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме – его развязка. Образцом такого сериала стал фильм «Семнадцать мгновений весны» – отдельные части которого можно смотреть только в определенной последовательности, иначе теряется сюжетная линия, логика действия.

Сетка (или структура) вещания – набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей, в том числе по возрасту, полу, интересам. Сетка вещания может меняться в зависимости от сезона, проведения крупных кампаний, а также в связи с праздниками и трагическими событиями. Так, сетка вещания в будни отличается от сетки в выходные дни, когда больше внимания уделяется познавательным и развлекательным программам.

Продюсер на телевидении – производитель, организатор передачи, доверенное лицо телекомпании, студии, редакции. Осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль за созданием произведения телевидения, несет ответственность за соблюдение договоров с компанией, студией, редакцией о соответствии созданной телепередачи их требованиям, условиям договора.

Профессиональные права и обязанности работника телевидения определяются Конституцией страны, другими законами государства. Права вытекают также из международных договоренностей. В случае несоответствия положений этих документов и внутренних законов следует руководствоваться установками международного права. Обязанности и персональная ответственность каждого вытекают только из законов своей страны. Журналисты служат обществу при условии совпадения интересов; в случае их расхождения необходимо исходить из воли законодателя как высшего выразителя общественных интересов.

Профессиональный долг работника телевидения состоит в выполнении профессиональных обязанностей, которые требуют компетентности, максимального использования творческих способностей, постоянного обновления знаний, повышения уровня мастерства, овладения общей культурой. Добросовестность предполагает скрупулезную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и иных источников и предназначенных для публикаций; она исключает подтасовку фактов, бездоказательность суждений, вымысел и фабрикацию материалов. В случае ошибки работник телевидения обязан немедленно принять необходимые меры для устранения ее последствий, опубликования опровержения, принесения извинений и возмещения морального ущерба потерпевшему.

Публицистика на телеэкране – вид вещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, в конфликте. Телепублицистика должна быть не только копией жизненных ситуаций, но и произведением телевизионного искусства, основанным на обобщении, анализе, привлекать внимание к серьезным проблемам с помощью выразительных средств, предложенных автором и режиссером.

Публицистика телевидения основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: