Могут ли помочь вашему ребенку занятия с логопедом?

Речь является инструментом общения. Зачастую недостатки речи, будь то неправильное произношение звуков или проблемы, связанные с нарушением плавности и наличием запинок, серьезно осложняют процесс взаимодействия с окружающими, создавая неблагоприятный психологический фон. Избегая общения, человек может замкнуться в себе, утратить социальные связи, измениться как личность.

К счастью, социум может предложить человеку не только различные способы преодоления имеющихся проблем, но и оказать квалифицированную помощь.

Мы знаем, что воспитание и обучение играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Это положение было выдвинуто известным советским ученым Львом Семеновичем Выготским и было подтверждено исследованиями нейрофизиологов.

Было установлено, что для более быстрого становления центральной нервной системы необходимо интенсивное поступление разнообразной информации в кору головного мозга в соответствии с возрастом и психо-физическим состоянием ребенка. Информация, поступающая в мозг, должна быть усвоена и переработана в нормальном режиме функционирования нервной системы, не вызывая перегрузки и связанных с нею сбоев.

Речевое развитие ребенка строится на основе коммуникации и проходит несколько этапов:
- До появления речи как таковой, когда ребенку недоступно понимание речи окружающих, складываются те условия, которые в дальнейшем должны обеспечить овладение речью.
- На этапе возникновения речи ребенок научается понимать простейшие высказывания взрослых и осваивает произнесение первых слов.

По мере развития навыков речевого общения ребенок овладевает разными способами его реализации.

В тесном единстве с коммуникативной функцией формируется и обобщающая функция речи, направленная на усвоение поступающей через общение информации. Являясь орудием мышления, слово позволяет не только закрепить конкретный образ, но и учит абстрагированию. (Рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей.)

Речь служит и средством регуляции высших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память, являющихся основой чувственного отражения действительности в сознании, включающим в себя понимание и осмысление ее на основе предшествующего опыта.

При нормальном психическом развитии ребенка регулирующая функция речи начинает проявлять себя к концу дошкольного периода. Ее формирование позволяет проявиться способности ребенка подчинять свою деятельность речевой инструкции взрослого.

В условиях недостаточного развития речевой системы нарушается проявление всех функций речи.

Итак, 4,5 – 5 лет – это критический возраст, до которого ребёнок имеет право на «коверканье» слов, т.к. до этого возраста ещё идет формирование звукового строя речи, и ребёнок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Часть детей к 5 годам самостоятельно компенсирует свои речевые ошибки, но есть дети, которые к этому возрасту искажают звуки речи, не различают и взаимозаменяют их, не слышат слоги в слове, коверкают слова до неузнаваемости, имеют бедный словарный запас и аграмматизмы. Если вовремя не устранить эти дефекты, то в дальнейшем у ребёнка может иметь место нарушение письменной речи (дисграфия) и расстройство процессов чтения (дислексия).

С возрастом не пройдут те неправильности в произношении звуков речи, которые обусловлены следующими специфическими причинами:

1. Не различением заменяемых в речи звуков на слух;

2. Наличием анатомических дефектов в строении артикуляционных органов;

3. Недостаточной подвижностью артикуляционных органов.

Всё это служит поводом для обращения к логопеду, который окажет специальную помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: