Задачи контрольной работы

Введение

Актуальность темы обусловлена обострением противоречий между объективной необходимостью гуманизации образования и его современным состоянием, между процессами саморазвития личности и системой традиционного нормосоответствия обучения и воспитания, а также недостаточной разработанностью теоретических основ отмеченной проблемы.

На современном этапе развития российского государства особую актуальность приобретает проблема создания условий для формирования личности, которая имеет высокий уровень самосознания, творческой активности, ответственности, руководствуется в своей общественно полезной деятельности и поведении гуманистическими ценностями. Такого человека может воспитать школа, для которой приоритетом является развитие активно творческих возможностей личности, ее индивидуального потенциала.

В связи с этим социальные и педагогические проблемы гуманизации воспитательного процесса общеобразовательной школы становятся приоритетными в российском обществе. Это привело к интенсификации поисков новых, нетрадиционных форм и методов воспитания. Следует взвесить и то, что в недрах старой системы образования сначала сформировались новые подходы к локальным средствам обучения и воспитания личности, а впоследствии появились альтернативные школы с их целостными концепциями.

Показательно, что альтернативные учебные заведения более лабильны и гибки, намного легче адаптируются к современным изменениям в обществе, а значит, имеют больше возможностей для совершенствования и гуманизации как содержания образования, так и применения разнообразных активных форм и методов воспитания. Поэтому попытка построить модель гуманного воспитательного процесса и проверить ее жизнеспособность на материале именно частных школ нового типа – это первый этап в решении этой проблемы. Следующий этап - создание целостной концепции гуманизации образования и воспитания и широкое внедрение ее в практику традиционных общеобразовательных школ.

1. Объект исследования: Гуманизация воспитательного процесса и влияние его на целостный педагогический процесс

2. Предмет исследования: Содержание, формы, методы гуманизации воспитания.

3. Цель контрольной работы заключается в изучении основ гуманизации в воспитании современных школ и его влияние на целостный педагогический процесс

Задачи контрольной работы

5. Методы исследования: Изучение и анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

6. Структура исследования состоит из введения, 2-х параграфов, заключения, списка использованной литературы и интернет-источников.

1. Гуманизация процесса воспитания в
современной российской школе

Проблему гуманизации воспитательного процесса в современной школе можно без сомнения назвать стержневой. К этому побуждает ряд факторов. Во-первых, современная школа появляется на базе советского политического образования, в котором гуманистический идеал был подменен утопической формой идеи, которая реализовалась коммунистической властью. Во-вторых, современная российская молодежь находится в инфляционном пространстве, в котором достаточно часто прославляются и возводятся в ранг ценностей насилие, разврат, вседозволенность, и все это подается как своеобразный имидж настоящего человека. Таким образом происходит подмена понятия гуманизм. Наблюдение и анализ известных педагогов приводят к выводу, что дети нашего настоящего — это поломанные деревья и разоренные цветы на клумбах, еще — замученные котята и голуби, выбитые оконные стекла в школах и гадкие надписи на храмах образования, неряшливость, невнимательность, грубость в обращении с взрослыми, кражи из чужого кармана, сальные матерные слова и анекдоты, наркотики и алкоголь, табак, и подростковый секс.

Переходя к рассмотрению проблемы, очерченной выше, стоит остановиться на некоторых методологических аспектах. Прежде всего, необходимо критически оценить употребление и введение в обращение понятия «гуманистическая христианская мораль». Некстати возводить гуманистическую и христианскую мораль под один знаменатель, поскольку гуманистическая и христианская мораль - понятия противоречивые и по своему генезису и по сути. Гуманизм мерилом всех ценностей имеет человека, христианство — Бога. Гуманизм сформировался в борьбе с христианством. Однако, отрицает ли сегодня христианская мораль гуманистическую? Исходя из законов логики и истории философии — да. Исходя из интересов воспитания в современной школе — нет. К этому выводу приходим, обратившись к педагогическому наследству выдающегося педагога Григория Ващенко. Профессор, заведующий кафедры педагогики Дрогобычского пединститута О. Вишневский, на основе анализа труда Г. Ващенко «Воспитательный идеал» отмечает: «К общечеловеческим ценностям принадлежит моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признания идеалов любви и красоты. Носителем всех этих стоимостей является христианская религия. Она ориентирует человека на служение Высшему идеалу». Как видим, возможно сочетание в воспитании высоконравственного человека как христианских, так и гуманистических ценностей.

Сам же Ващенко, обращаясь к христианскому воспитательному идеалу, отмечал: «Путь подражания Христу определяет и христианские блага как черты идеального христианина. Таких основных благ три: вера, надежда и любовь. Все эти блага органично связаны между собой и не могут существовать одно без другого. Основой и началом их является вера. Религия является связью между Богом и человеком. Поэтому вера должна быть живой. Характерной чертой верующего христианина является ощущение Бога. Вера является основой надежды. Надежда является проявлением твердости и прочности веры. Основой надежды является вера во Всемогущего Бога, в его благословение и любовь, в его Провидение».

В основу воспитательного процесса в современной школе нужно заложить воспитание трех составных частей души: ума, воли, чувств, в соответствии с естественными задатками каждого ребенка. И работа в этом направлении же ведется. Нужно содействовать овладению учениками знаниями, развитию способностей и навыков, выработке норм поведения, необходимых для реализации основных прав человека, воспитанию национального самосознания и духовной культуры свободной, гармонично развитой личности, осознанию ценностей своей национальной культуры и национальных культур других народов, ориентации учеников на познание себя и окружающего мира; усвоение важнейших жизненных ценностей, среди которых особенный приоритет, с одной стороны имеют стремление личного счастья, успеха, умения принять оптимальные решения, чувства ответственности, за свою судьбу, и с другой, — потребность служить обществу.

Важной составляющей воспитательного процесса должна стать такая система образования, в которой совмещают школы государственные или частные с одинаковой программой и идеологическим направлением. Должна быть поставлена на высоком уровне научная работа на участке теоретической педагогики, согласно научным традициям России. А первым шагом к реализации идей, выдвинутых выше, должно стать внедрение в школьную программу обязательного изучения религии, в частности истории возникновения, распространения и утверждения христианства. Форма реализации может быть разная. Можно внедрить отдельный курс или изучать интегрированно в курсе истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow