Гуманизация целостного педагогического процесса

Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество.

Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил, идей, выражающих свое отношение к природной и социальной среде, оценку своего места в ней и связи с другими людьми.

Гуманность как качество личности это совокупность нравственно- психологических свойств, выражающих осознание и сопереживающих отношение к человеку как высшей ценности. Гуманизация как процесс есть формирование гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств развития личностей - субъектов взаимодействия - педагогов и воспитанников.

Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Гуманистические идеи о цели, способе, формах, психологических условиях, отношениях воспитателя и воспитанника, принципах организации педагогического процесса были реализованы в педагогических системах ХIХ- ХХ веков:

Гуманистическая концепция обучения К. Роджерса возникла в конце 50-х начале 60-х годов как реакция на бездуховность и механистичность в системе образования, постепенно терявшей человека в ворохе знаний.

1.Школьная программа предусматривает создание эмоционально-стимулирующей учебной среды.

2. Учение должно происходить в позитивной обстановке и в атмосфере теплоты, эмоциональной искренности, взаимной приязни, отсутствия пристрастных суждений и угроз.

3. Учебный процесс структурируется на солидарной основе (общее согласие в намечаемых целях).

4. Каждый ученик получает реальную возможность выбора познавательных альтернатив, а учитель поощряет детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от уровня развития.

5.Основным критерием оценки образовательной программы являются ее возможности в развитии потенциала ребенка и стимулирования его творческих способностей.

6.Сущность процесса учения рассматривается как накопления субъективного опыта познаний, пронизывающих человеческую жизнь, обогащение его все новыми гранями и содержательными элементами.

7.Учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если учащийся не просит об этом.

Оценки совместно обсуждаются. Основной целью и предназначением современной психологической службы является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе в условиях которой постоянно соблюдается принцип педагогической экологии.

Гуманистическая ориентация педагогов и родителей способствует формированию положительного образа “Я” каждого ребенка, который включает твердую убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости.

В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению.

Гуманизация понимается педагогами в расширительном толковании:

· гуманизация содержания образования - 64%,

· обновление содержания традиционных предметов - 61%,

· введение разноуровневых учебных курсов - 5% и т.п.)

Гуманизация образования - многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной системы воспитания в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.

В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие:

·принцип ценностно-смыслового антропологизма;

·принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

·принцип двудоминантности педагогического процесса;

·принцип приоритета воспитания;

·принцип природосообразности и культуросообразности;

·принцип субъективности позиции участников педагогического процесса.

Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить:

· личностно-гуманная ориентация воспитателя;

· ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка;

· потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики;

· язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности,

· индивидуальности, межличностных отношений;

· сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования;

· возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной;

· качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.

Главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса:

1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе

2.Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности

3.Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя.

4.Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения.

5. Уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса.

6. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.

7 Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: