Понятие социальных сервисов и их применение

Определение Web 2.0 ввел в использование Тим О’Рейлли. Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Если говорить о том, что сервисы «становятся лучше», имеется в виду скорее «становятся полнее», то есть речь идёт о том, что сервисы наполняются постепенно информацией, однако, нельзя рассматривать эту информацию надежной, достоверной и объективной.

По своей сути термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, например, блоги, wiki, социальные сети и т. д.

Появление названия Веб 2.0 связано с появлением статьи «TimO’Reilly — WhatIsWeb 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№ 37 (609) и 38 (610) от 14 и 19 октября 2005 года соответственно) и затем выложенной под заголовком «Что за…» веб-сайтом «Компьютерраonline». В данной статье Тим О’Рейлли связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0. Значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров. Первооткрывателями словосочетанияWeb 2.0, стало издательство O’ReillyMedia, которое специализируется на информационных технологиях. Происходило это явление в 2004 году. Через некоторое время глава издательства Тимоти О’Рейлли сформулировал часть принципов Web 2.0. В итоге сфера Web 2.0 постепенно начала расширяться и вытеснять традиционные Web-сервисы, которые получили название Web 1.0[2].

Web 2.0 не является технологией, а также не является никаким особым стилем Web-дизайна. Для определения сути больше всего подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов.

«Web 2.0» не является новой версией «Всемирной паутины», а лишь продолжает использовать технологии и концепции «Web 1.0». Многие из идей Web 2.0 уже встречались в сети задолго до того, как возник термин Web 2.0. Например, сайт Amazon.com позволяет пользователям писать рецензии и руководства с момента своего создания в 1995 году[5].

Преимущество сервисов Web 2.0 в том, что все больше приложений получают свои Web-аналоги, то есть у пользователей нет необходимости устанавливать программу на свой компьютер. Пользование web-сервисом является выгодным, так как не надо покупать программы для ПК.

Критики считают, что нет ничего инновационного в использовании технологий, которые существовали и ранее. Возможно критики правы. Опасения за сохранность приватной информации о пользователе также стали поводом критики. Тем не менее есть еще преимущества Web 2.0. В простых сервисах (Web 1.0) пользователь является обычным потребителем услуг. Подход на базе Web 2.0 подразумевает, что пользователи будут активно участвовать в создании контента ресурса. Развитие сервиса зависит от опыта и мнения пользователей данного сервиса. В результате чего Web 2.0 ресурсы становятся более интерактивными и дают пользователям свободу самовыражения [6].

Работа Web 2.0 осуществляется с помощью Веб-службы. Веб-службы — это программы, доступ к которым осуществляется через протокол HTTP (Веб), а обмен данными происходит в формате XML или JSON, используя один из трех наиболее распространенных архитектурных стилей проектирования приложений: RPC, SOAP или REST.Веб-служба всегда находится на серверах компаний, создающих данные службы. В результате этого в любой момент времени пользователю доступна самая свежая информация и нет необходимости заботиться об обновлениях и вычислительной мощности, требуемой для выполнения операции[5].

Приведем сокращенную классификацию социальных сервисов[3].

1) Персональный рекомендательный сервис

a) Имхонет - книги, кино, литература

2) Совместное хранение медиафайлов

a) Фотографии, схемы, рисунки

i) Фотопедия

ii) КаляМаля

iii) Picasa

b) Презентации

i) Скретч

ii) СлайдШеа

iii) Прези

c) Текстовые документы

i) ГуглДокс

ii) Calameo

3) Создание опросов, тестов и анкет

a) Анкетер

b) Твой Тест

4) Создание игр

a) Фабрика кроссвордов

b) Кроссвордус

c) Кросс

d) ЛеннингАппс

5) Создание и редактирование документов

a) ГуглДокс

b) ВикиВики

i) МедиаВики

ii) ДокуВики

iii) ТвикиВики

iv) Википедия

6) Социальные сети

a) Одноклассники.ру

b) В контакте

c) FaceBook

Рассмотрим возможности социальных сервисов в педагогической практике [4]:

1. Большинство электронных ресурсов являются бесплатными, открытыми и свободными, и в результате можно найти огромное количество материалов для использования в учебных целях. С помощью сетевых сообществ обмена знаниями можно поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами в образовании.

2. Существует возможность самостоятельного создания сетевых учебных средств. Процесс создания материалов и публикации их в сети намного упростился. С помощью данных сервисов можно найти тексты, музыкальные, видео файлы и т.п. в виртуальном виде нужные для обучения.

3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает новые возможности для деятельности, тех людей, которые не обладают специальными знаниями в области информатики. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки и умения.

4. Можно производить наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия в профессиональных научных сообществах школьников. Сеть, агенты и цифровая память помогают в развитии не только мыслительных способностей, но и духа совместной деятельности и сотрудничества.

Новые информационные технологии оказывают большое влияние на межличностное общение, на умение действовать сообща. Наш язык, мышление, мировоззрение постоянно расширяются и с каждым разом дополняются новыми инструментами [4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: