Психология младшего школьника

Тема 28. Общая характеристика переходного периода от дошкольного

к младшему школьному возрасту

Требования к детям, поступающим в школу. Особенности социальной ситуации развития личности младшего школьника. Особенности физического и анатомо-физиологического развития детей этого возраста. Изменение социального положения ребенка в связи с поступлением в школу. Осмысление и переживание младшими школьниками своего личного положения ученика. Внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович). Перестройка отношений младшего школьника к себе и другим людям.

Тема 29. Психологические проблемы адаптации детей к школе

Социально-психологические аспекты адаптации, уровни адаптации детей к школьному обучению. Причины дезадаптации. Психологическая характеристика неготовых к школе детей. Нарушения эмоциональной сферы первоклассников, изменения динамических показателей тревожности. Проявление новых социальных потребностей ребенка. Изменение системы интересов и мотивации поведения. Типы поведения первоклассников в новых условиях деятельности и общения. Особенности развития у ребенка положительного отношения к обучению.

Тема 30. Развитие личности младшего школьника

Самосознание и самооценка личности в младшем школьном возрасте. Развитие самопознания у младших школьников. Представления о себе - основа развития самооценки. Устойчивость и. адекватность самооценки. Уровни самооценки. Роль учебной деятельности в развитии самооценки. Влияние отношений учеников в классе на развитие самооценки младших школьников.

Статус ученика в системе межличностных отношений и его влияние на развитие личности. Самооценка ипритязания ученика в системе отношений. Осознание и переживание детьми своего нового положения в группе сверстников. Основные приемы и методы диагностики и коррекции показателей социально-психологического комфорта в классе.

Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников. Импульсивность эмоций. Развитие социальных эмоций. Развитие моральных чувств. Особенности возникновения и развития интеллектуальных чувств у младших школьников. Проявление эмоций удивления, удовольствия, разочарования, сомнений, заинтересованности. Эстетические чувства. Решение внутренних противоречий как механизм возникновения чувств. Особенности волевых действий младших школьников. Самостоятельность, сдержанность, настойчивость как образования волевой сферы младших школьников.

Тема 31. Психологическая характеристика учебной деятельности

младшего школьника

Смена ведущего вида деятельности. Отношение младших школьников к игре. Учебная деятельность и ее структура. Мотивация учебной деятельности у младших школьников. Динамика отношения к учению Учебные действия и их характеристика. Знания, умения, навыки как средства психического развития личности в учебной деятельности. Роль умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности для психического развития детей

Развивающее обучение и его место в развитии младших школьников. Обучаемость как способность к усвоению знаний. Уровни обучаемости младших школьников. Принципы системы Л.В. Занкова в развитии младших школьников. Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Быстрый темп в обучении. Осознание процесса обучения, принятие и осознание учебной задачи.

Тема 32. Особенности развития познавательной сферы младших школьников

Развитие внимания. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания младших школьников. Особенности развития свойств внимания. Приемы организации произвольного внимания детей на уроке.

Память. Особенности запоминания младшими школьниками учебного материала. Причины стремления к дословному заучиванию и воспроизведению учебных текстов. Соотношение механического и осмысленного запоминания. Развитие произвольной и опосредованной памяти. Реминисценция. Причины забывания у младших школьников.

Общая характеристика развития мышления младших школьников в учебной деятельности. Понятия и особенности их формирования у младших школьников. Особенности синтеза, сравнения и обобщения при усвоении учебного материала. Конкретизация. Абстракция, обобщение, классификация у младших школьников. Интериоризация интеллектуальной деятельности младших школьников. Проявления феноменов Ж. Пиаже. Эгоцентризм мышления и речи младших школьников Теоретическое мышление.

Развитие речи младшего школьника. Особенности письменной речи. Особенности чтения и понимания текста. Формы речевого поведения детей: говорение вслух, проговаривание шепотом, редуцированный шепот, беззвучное шевеление губами, шевеление губами только при трудностях восприятия материала, чтение глазами

Соотношение репродуктивных и творческих представлений у младших школьников. Воображение младших школьников в учебной деятельности. Механизмы возникновения образов воображения. Приемы создания образов воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: