Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте

Тема 35. Психологические проблемы подросткового возраста. Трудные подростки

Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе. Характеристика возрастного кризиса при переходе от младшего школьного возраста к подростковому. Влияние полового созревания на формирование представлений о себе у подростков. Причины обострения противоречий психического развития в переходный период. Консерватизм взрослых по отношению к детям в переходном периоде. Условия, благоприятствующие решению конфликтов, связанных с возрастным кризисом. Условия, которые осложняют протекание возрастного кризиса Понятие «трудный возраст» и причины его возникновения. Психологический анализ причин отклоняющегося поведения у подростков. Типы девиантного и деликвентного поведения подростков.

Характеристика социальной ситуации психического развития подростка. Стремление подростков к взрослости. Межличностные отношения и интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности в развитии подростков. Дружба подростков. Особенности взаимоотношений с противоположным полом. Формы самоутверждения у подростков. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Образ «Я». Соотношение в структуре образа «Я» когнитивной части (знания о себе) и аффективной (отношение к себе). Особенности формирования самооценки у подростков. Развитие ценностных ориентаций. Переход на новый уровень половой идентификации и дифференциации.

Особенности развития познавательной сферы подростка. Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка. Регулятивная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, охранная функции эмоций. Роль эмоций в регуляции межличностных отношений. Развитие воли у подростков. Закрепление сознательной моральной регуляции поступков - новообразование подросткового возраста. Воспитание волевых качеств подростов.

Моральное развитие подростка. Возникновение автономных моральных мнений. Стадии конвенционального уровня развития морального сознания по Кольбергу.

Тема 36. Развитие личности в переходный период от подросткового

к раннему юношескому возрасту

Возникновение новых возрастных потребностей у старших подростков. Особенности coциальной ситуации развития в переходный период. Возникновение новых отношений к себе как к взрослому человеку. Изменения в понимании своего места и отношениях с другими людьми. Изменения в мотивации учебы. Познавательные интересы. Особенности личностной рефлексции в переходный период. Удовлетворенность настоящим и стремление в будущее. Изменения в структуре самосознания. Возникновение самопрезентации. Развитие эмоциональной стороны самосознания. Развитие регулятивной стороны самосознания. Варианты временной перспективы личностного развития. Возникновение потребности во влюбленности. Влюбленность и любовь. Интимно-личностные отношения как ведущий вид деятельности в психическом развитии личности. Процесс отделения от семьи родителей и создание своей семьи как мечта в юношестве. Осознание своего жизненного пути. Изменение в структуре и смысле образа «Я». Уровень притязаний. Совершенствование самооценки личностью образа «Я». Развитие ценностных ориентации личности.

Тема 37. Проблема личностного и профессионального самоопределения

в юношеском возрасте

Характеристика социальной ситуации психического развития вюношеском возрасте. Возникновение проблемы морального выбора «Кем быть?» и «Каким быть?». Открытость к обсуждению моральных вопросов со сверстниками и взрослыми. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Становление мировоззрения. Возникновение новых позиций и отношений у личности юношеского возраста. Референтные группы в формировании социальных позиций.

Личностное и профессиональное самоопределение. Характеристика учебно-профессиональной деятельности как ведущего вида в психологическом развитии личности в раннем юношестве. Проявление профессиональных интересов и склонностей. Стадии профессионального самоопределения и возраст. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Изучение индивидуально-психофизиологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии. Профессиональная консультация.

Психологическая подготовка к смене социального окружения в связи с окончанием школы. Изменение и возникновение новых социальных позиций (получение паспорта, воинского приписного свидетельства, получения избирательского права, прав юридического лица, права вступать в брак и др.) и их влияние на личностное развитие юношей. Процесс отделения от семьи родителей и создание своей семьи как мечта в юношестве.

Осознание своего жизненного пути. Изменение в структуре и смысле образа «Я». Уровень притязаний. Совершенствование самооценки личностью образа «Я». Развитие ценностных ориентаций личности. Идеалы личности в старшем юношеском возрасте. Особенности развития межличностных отношений и отношений в малых группах по месту работы или учебы. Развитие межличностных отношений личности в семье. Развитие личности в трудовой деятельности. Изменение мотивационно-потребностной сферы. Потребность в когнитивной гармонии личности. Психологические трудности юношеского возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: