Раздел 3. Психология воспитания

Тема 6. Общие вопросы психологии воспитания

Определение понятия психологии воспитания и его развитие. Основные задачи психологии воспитания. Подходы к психологическим аспектам воспитания в современных теоретических концепциях (психоаналитической, бихевиористической, адлеровской, гуманистической психологии).

Условия развития личности. Общение как важный фактор формирования личности. Социальная ситуация развития и становление личности. Микросреда как источник развития личности и фактор, опосредующий её взаимодействие с широким социальные окружением. Опора на механизмы развития личности и межличностного общения (идентификация, отчуждение и др.). Средства воспитания, их классификация. Способы оказания влияния на поведение ребенка, его социализацию (позитивное социальное подкрепление, оценка, похвала; моделирование приемлемого поведения, желаемых, предпочитаемых форм его; обеспечение четких вполне определенных социальных ожиданий по отношению к ребенку и стандартов, эталонов поведения и атрибуции и др.). Индивидуально-психологические особенности детей и их учёт в воспитательном процессе. Институты воспитания.

Тема 7. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем

и дошкольном возрасте

Место детства в становлении личности. Организация условий, благоприятных для психического развития младенца. Общение со взрослым как важное условие личностного развития младенца. Депривация потребности в общении в младенческом и раннем возрасте и возможные ее последствия для дальнейшего развития личности. Пути и средства предупреждения депривации. Коррекция негативных результатов депривации в общении. Своевременное изменение содержания и формы взаимодействия с ребенком как важное условие своевременного появления личностных новообразований ребенка. Начало формирования самосознания ребенка, эмоциональных привязанностей, потребностей в достижении успеха.

Воспитание основ личности дошкольника. Формирование Я-концепции и самооценки. Влияние взрослых на самооценку ребенка. Пути и средства оказания влияния на становление позитивного образа «Я», развития чувства самоценности, самоуважения. Оказание помощи в полоролевом развитии ребенка. Формирование мотивационной сферы. Роль педагога своевременном возникновении новых мотивов поведения, способности к соподчинению мотивов. Формирование творческих начал в личности дошкольника. Влияние специфических для дошкольника видов деятельности (игровая, художественная) на развитие его личности. Формирование личности дошкольника в трудовой и учебной деятельности.

Формирование эмоциональной сферы дошкольника. Создание в детском саду атмосферы радости, защищенности как важное условие благоприятного развития эмоциональной сферы ребенка. Работа с застенчивыми и неуверенными в себе детьми, агрессивными, страдающими неврозами. Использование психогимнастики и игротерапии, арттерапии в воспитательных и коррекционных целях.

Оптимизация межличностных отношений в «детском обществе» как важное условие благоприятного развития личности дошкольника. Влияние педагогического общения на развитие личности ребенка и гуманизацию взаимоотношений в дошкольной группе. Сотрудничество и сотворчество педагогов детского сада и родителей как важное условие гармонического развития личности дошкольника.

Тема 8. Психология воспитания младшего школьника

Психологические проблемы воспитания в переходный от дошкольного к младшему школьному возрасту период. Формирование позиции младшего школьника. Совместная работа учителя и воспитателя группы продленного дня в целях предупреждения депривации потребности в общении, самоутверждении, признании шестилетних первоклассников как важное условие эффективности воспитательной работы с детьми данного возраста. Формирование позитивного отношения к школе, учителю, учению.

Воспитание у младших школьников гуманного отношения к людям, эмпатии, сострадания. Влияние широкого приобщения детей к общечеловеческим и национальным ценностям в формировании уважения к людям труда, любви к родному краю, национального самосознания. Влияние педагога на оптимизацию взаимоотношений в младшем школьном возрасте. Условия успешного развития познавательных, специальных, практических способностей младшего школьника. Учет возрастной сензитивности данного периода в воспитательном процессе. Использование искусства, физической культуры в формировании личности младшего школьника.

Психологические основы экологического воспитания младшего школьника. Гуманизация взаимодействия педагога с родителями как важное условие успешного решения проблем воспитания младшего школьника. Психологическая служба в начальной школе.

Тема 9. Психология воспитания в подростковом и юношеском возрасте

Роль социальной позиции и её динамики в воспитании в подростковом и юношеском возрасте. Актуализация потребностей в самоутверждении, самопознании. Формирование отношений с окружающими, осознание их. Формирование мировоззрения и идеалов. Поиск своего места среди близких людей и всего человечества. Особенности формирования эмоционально-волевой сферы в подростковом и юношеском возрасте. Интимно-личностное общение и развитие личности. Роль учебной и учебно-профессиональной деятельности в личностном развитии. Влияние художественной литературы, средств массовой коммуникации на становление личности в подростковом и юношеском возрасте. Психологические основы формирования личности средствами физической культуры, изобразительного искусства. Проблемы полового воспитания и пути их решения.

Психологические основы профориентационной работы. Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Возрастание роли самовоспитания. Работа психолога с «трудными» школьниками в подростковом и юношеском возрастах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: