Раздел 2. Психология обучения

Тема 4. Общие вопросы психологии обучения

Психология o6учения как важная ветвь педагогической психологии. Сущность процесса учения и явлений научения. Основные типы научения. Сенсорное, моторное, сенсомоторное научение. Различия научения человека и животного. Виды научения (непреднамеренное, попутное; организованное целенаправленное обучение; научение по механизму импритинга, условнорефлекторное научение, вербальное).

Понятие обучение и его развитие. Теории обучения. Обучаемость. Основные компоненты обучаемости (глубина ума, гибкость, экономичность мышления, самостоятельность и др.). Показатели обучаемости. Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития в психологии. Поиски путей оптимизации обучения в современной педагогической психологии.

Проблемное обучение. Сущность концепции обучения Л.В. Занкова. Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Подход к решению проблемы развивающего обучения в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Формирование позитивной мотивации учения, замена отметки содержательной оценкой как важное условие оптимизации обучения (Ш.А. Амонашвили). Психологические вопросы применения ТСО. Использование программирования, компьютеризации в обучении. Актуальные проблемы дифференцированного обучения.

Тема 5. Психологические особенности обучения на разных этапах

системы непрерывного образования

Начальный этап научения. Особенности научения в младенческом возрасте.Основные сферы научения на данном возрастном этапе. Научение и обучение в раннем детстве.Роль манипулятивно-предметной деятельности в научении и обучении детей раннего возраста. Широкое использование непосредственного личностно-делового и делового общения как важное условие успешного обучения в раннем возрасте.

Научение и обучение в дошкольном возрасте.Подход к проблеме обучения детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Ж.. Пиаже, В. Штерн и др.). Изменение отношения дошкольника к требованиям взрослого, его программе, превращение их в собственную программу ребенка как важное новообразование подготовительного систематического периода обучения в школе. Особенности протекания данного процесса. Формы обучения дошкольника. Широкое использование специфических «дошкольных» видов деятельности (игры, рисования и др.) в обучении на данном возрастном этапе. Условия успешного формирования познавательной активности в детском саду и семье (необходимость преодоления жестких рамок регламентированного обучения на занятиях; широкое использование дидактических игр, включение ребенка в самостоятельную познавательно-практическую деятельность и др.). Пути влияния предметных действий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, специфически дошкольных видов мышления. Место детского экспериментирования в обучении дошкольников. Использование противоречивых ситуаций в развитии детского мышления. Зарождение предпосылок учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Максимальное использование возможностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в учебной деятельности старшие дошкольников как важная задача умственного развития в дошкольном возрасте.

Психологические требования к программе обучения в дошкольном возрасте. Сравнительная психологическая характеристика современных программ обучения в детском саду («Пралеска», «Радуга», «Истоки» и др.).

Научение и обучение в младшем школьном возрасте.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и обучение. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников. Формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников. Особенности овладения учебными умениями и навыками. Формирование обобщенных умений, учебно-организационных, учебно-интеллектуальных. Особое внимание к умению воспринимать указания педагога и следовать им, осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, оценивать свои результаты по значимым критериям, связанным с программой взрослого на первом этапе школьного обучения. Формирование специальных учебных умений (чтения, счета, письма и др.). Сотрудничество и сотворчество с родителями младших школьников как важное условие успешного обучения в начальной школе.

Научение и обучение в подростковом возрасте.Особенности учебной деятельности подростка. Изменения в учебной деятельности, связанные с переходом из начальной в среднюю школу. Влияние социальной ситуации развития на мотивацию учения. Отношение к учебной деятельности подростка. Влияние содержания и методов обучения на психическое развитие в среднем школьном возрасте. Психологические особенности обучения подростков физической культуре (рисованию, иностранному языку). Учет возрастных особенностей и индивидуальных различий подростков как важнее условие эффективности в обучении в подростковом возрасте.

Обучение в юношеском возрасте.Проявление специфики социальной ситуации развития в юношеском возрасте в обучении на данном возрастном периоде. Особенности учебной деятельности старшеклассников. Место учебно-профессиональной деятельности в обучении в юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, научного мировоззрения, закладывание основ профессиональных знаний, их системы. Проблемы дифференцированного обучения старшеклассников и подходы к их разрешению. Самообразование. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Возрастающая роль самообразования в юношеском возрасте. Детерминанты самостоятельной работы в области образования. Психологические аспекты консультативной и просветительной работы с учителями и родителями по проблемам обучения школьника.

Обучение взрослых.Опора на акмеологию как важное условие достижения вершин профессионализма. Психологические основы профессионально-педагогического самообразования. Профессиональное самообразование педагога (будущего учителя, воспитателя) как индивидуально-личностный процесс целенаправленного и систематического самосовершенствования, как средство приобщения его к передовым идеям в области педагогических и психологических наук, общечеловеческим и национальным ценностям. Учет «зоны ближайшего развития» педагога, профессиональных знаний, опыта, индивидуальных особенностей личности и деятельности как важное условие выбора оптимального варианта содержания, формы и методы работы по повышению профессиональной компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: