Обеспечение безопасности личности ребенка государством как проявление защитной функции социальной политики

В Конвенции ООН о правах ребенка в большинстве ее статей уделяется значительное внимание безопасности личности ребенка, причем подразумевается расширенное ее толкование в различных аспектах.

В современной юридической литературе даются различные определения безопасности личности. Под этим определением понимается:

• защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития;

• состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей;

• социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества;

• способность развиваться и самореализовываться в условиях угроз и опасностей физического, психологического и иного характера при формировании новых свойств и качеств личности. Обеспечение безопасности личности связано с обеспечением государственной поддержки семьи, улучшением демографической ситуации в России и эффективной защитой прав и законных интересов детей.

Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

Конвенция о правах ребенка провозглашает необходимость защиты ребенка от:

• произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16);

• всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей и иных законных представителей (ст. 19);

• экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);

• незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33);

• всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального сокращения (ст. 34);

• похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме (ст. 35);

• пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).

В Российской Федерации государственная политика по защите прав ребенка проводится, как правило, на основе специальных нормативных актов. Хотя нормы, защищающие интересы детей, находятся и в общесоциальных нормативных документах – УК, УПК, ГК, ГПК и т. д.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Защита семейных прав согласно ст. 8 СК осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, – государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации. Норма о судебной защите прав ребенка закреплена и в других федеральных законах. Так, в ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что «за защитой своих прав дети‑сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства, и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации»[54].

Защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, СК в ст. 122 обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организовать его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направить указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей[55], и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Органы внутренних дел участвуют, в случае необходимости, в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса уполномочены восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим (ст. 26 СК), устанавливать отцовство совместного заявления отца и матери ребенка (п. 3 ст. 48 СК) и т. д.

Защищая права ребенка, прокурор вправе предъявлять в суд требований: о лишении родительских прав (ст. 7 °CК); об ограничении родительских прав (ст. 73 СК); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК). Также, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73), об отмене усыновления ребенка (ст. 140) и в других случаях (например, по делам об установлении усыновления ребенка, ст. 273 ГПК) он обязан осуществлять надзор за незаконностью (ст. 77 СК).

В соответствии с п. 1 ст. 147 СК, детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей (в том числе и по защите их прав) возлагается на администрации этих учреждений[56]. Воспитательные учреждения направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью.

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства – органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 121 СК на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей (ст. 122 и 123 СК). На органы опеки и попечительства, согласно п. 3 ст. 147 СК возлагается защита прав выпускников воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Согласно ст. 78 СК органы опеки и попечительства, должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка.

Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом (лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребенка и т. д. – ст. 68; 71; 74; 143 СК). Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лицу (ст. 79 СК). В безотлагательных случаях, т. е. при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей (ст. 77 СК).

Можно выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства: 1) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие‑либо действия); 2) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства; 3) участие в судебном разбирательстве.

Полномочия первого вида представлены правом органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцовства по заявлению только отца ребенка (ст. 48 СК); родителям – на изменение имени, фамилии ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет (ст. 59 СК); на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст. 75 СК); на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей – при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей) (ст. 129 СК).

В полномочия первого вида можно также включить: разрешение разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (ст. 62 СК); разрешение разногласий между родителями о воспитании и образовании детей (ст. 65 СК); назначение представителя для защиты прав и интересов детей (ст. 64 СК); решение вопроса об общении ребенка с родственниками (ст. 67 СК); заключение с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 151, 152 СК).

К полномочиям второго вида относятся право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом (ст. 102 СК), право требовать отмены усыновления ребенка (ст. 142 СК), а также право предъявлять требование о лишении родительских прав (ст. 7 °CК), об ограничении родительских прав (ст. 73 СК) и о взыскании алиментов на детей (ст. 81 СК). Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителям, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 СК); о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст. 70, 72 СК); об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (ст. 73, 76 СК); об установлении усыновления ребенка (ст. 125, 129 СК); об отмене усыновления ребенка (ст. 14 °CК)[57].

Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родительских прав (ст. 7 °CК).

Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации предусмотрены меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. В частности, согласно п. 2 ст. 9, в соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Согласно п. 3 ст. 9, обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении – с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников – дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение в установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Согласно п. 4 ст. 9, администрация образовательных учреждений обязаны вывешивать в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), тексты уставов, правил внутреннего распорядка учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Законодательством предусмотрена самозащита гражданами своих семейных прав. В п. 1 ст. 56 СК установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (т. е. усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями). Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 27 ГК; п. 2 ст. 13 СК), предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно‑семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст. 37 ГПК РФ).

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд (п. 2 ст. 56 СК). Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст. 77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73 СК).

Одновременно с этим, п. 3 ст. 56 СК предписывает всем должностным лицам организаций и иным гражданам, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации судебных процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно‑трудовых) учреждениях.

§ 3. Политика государства в отношении детей‑сирот

Государство поддерживает наиболее социально уязвимые слои населения. В их число входят и несовершеннолетние. Но и среди них есть члены общества, которые нуждаются в еще большей поддержке со стороны государства. Речь идет о детях‑инвалидах и детях‑сиротах.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является, к сожалению, неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с разделением общества на классы, на бедных и богатых появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95 %), причем в 60 % случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет[58].

В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. По некоторым подсчетам оно составляет от 500 до 700 тыс.

Основные причины современного сиротства состоят в следующем:

• это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или в нелегальной форме (дети‑подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам);

• лишение родительских прав;

• утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции;

• потеря родителей в результате несчастного случая или насильственных действий.

В отечественном законодательстве выделяются категории «дети‑сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей‑сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения вследствие лишения родителей их родительских прав, или ограничения родителей в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, или объявления их умершими, а также вследствие отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети‑сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти (ст. 121 СК).

Правовая защита детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые входят в состав органов местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Гражданский кодекс РФ (ст. 34, 35, 39), Семейный кодекс РФ (ст. 121–125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст. 53, 60, 62), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 839 «Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевым законодательством. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг. существует подпрограмма «Дети‑сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально‑экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально‑экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

В соответствии со ст. 123 СК, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей‑сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: