Характеристика детской беспризорности в России как социального явления

В современной России с ее экономическими и социальными катаклизмами проблема детской беспризорности приобрела особую остроту. По данным газеты «Вечерняя Москва» (01. 06. 1999 г.) количество беспризорных детей в нашем государстве составляет от 1 до 4 млн человек.

Сейчас повсеместно происходит смешивание понятий «беспризорность» и «безнадзорность». Их принято считать равнозначными понятиями. Мало того, в юридической литературе все большее распространение приобретает термин «безнадзорность». Этим объясняют причину ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий.

Смешение понятий «безнадзорность» и «беспризорность» свойственно не только многочисленным исследованиям, посвященным различным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных документах. Так, практически одинаково понимает «безнадзорность» и «беспризорность» Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Правда, в ст. 1 (Основные понятия) Закона присутствуют оба термина: безнадзорный и беспризорный. Одно определяется через другое. Отсюда сложности в определении способов предотвращения именно беспризорности, которая концентрирует в себе наибольшее социальное зло, предельно высокую социальную опасность для общества в целом. К тому же, далеко не каждый безнадзорный становится беспризорным.

Сущность, признаки безнадзорности входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, лиц их заменяющих со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора зачастую приводит к детской беспризорности. Как правильно заметил еще в 20‑е годы прошлого века известный юрист П. И. Люблинский, беспризорность, будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательный, уже крайней запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких‑либо обстоятельств.

Отличительными признаками, позволяющими считать ребенка беспризорным, являются:

• полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

• проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

• добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

• подчинение неписаным законам, продиктованными признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Тем не менее, общение детей «одинаковой судьбы» при всех неудобствах их образа жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, болезни, страх перед другими подростками) обладает для каждого из них притягательной силой, что дает чувство облегчения после разрядки психического напряжения, которое ранее почему‑либо испытывал ребенок.

От других детей беспризорного отличает и то, что он обитает там, где человек жить не должен (на свалках, в канализационных трубах, на чердаках и подвалах, в вокзальных помещениях и т. п.). При этом беспризорники легко переходят с места на место по разным причинам (ради безопасности, чтобы не замерзнуть и т. п.). Вот почему отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Это одна из главных причин другого явления – бродяжничества.

Не имея средств к существованию, беспризорники, естественно, изыскивают их доступным для себя способом. Это не только поиски пищи на помойках, свалках, но и кражи денег, съестного. К распространенным средствам добывания пищи и денег относится и попрошайничество. Но если ребенка просить милостыню заставляют родители, он не беспризорник. Спасение от таких родителей предусмотрено Семейным кодексом (СК) – лишения родителей, злоупотребляющих своими правами, родительских прав (ст. 69 СК). Другое дело, когда ребенка‑беспризорного используют в корыстных целях посторонние ему лица, вовлекая его в занятие попрошайничеством. В таких случаях предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 151 УК РФ.

Беспризорных детей отличает и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Для них не существуют законы, предназначенные для других граждан. Мало того, унижаемые на каждом шагу, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью.

Для понимания сути явления необходимо иметь представление об особенностях личности беспризорника.

От детей из нормальных семей беспризорника отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают от туберкулеза, а также от болезней, сопутствующих голоду и нищете (чесотка, тиф и др.). Специалисты констатируют также, что «беспризорников отличает выносливость, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях»[62].

Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т. п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминологии, дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско‑группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, отсутствие самокритики. К этому следует добавить, что, перейдя на позицию отщепенца, несовершеннолетний беспризорник теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения. Происходит деградация личности несовершеннолетнего, которой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризорных детей относят к группе социального риска, ибо их поведение либо на грани преступного, либо уже стало таковым. Есть еще одно объяснение, почему беспризорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только сам опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, тоже в опасности, которая подстерегает его на каждом шагу, исходит ли она от вожака, руководителя, под чьим началом он существует, или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить и поймать. Другими словами, беспризорник – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и существо, нуждающееся в помощи. Вот почему понятие «группа социального риска» фигурирует в разном контексте как в нормативных документах, так и в правовых исследованиях данной категории несовершеннолетних.

Условиями детской беспризорности современной России являются:

• кризисные явления в экономике; безработица;

• обнищание широких слоев населения, значительная часть которых живет за чертой бедности;

• ослабление семейных устоев;

• утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;

• пьянство и алкоголизм, наркомания;

• распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. на этот счет прямо сказано: «Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально‑экономической и духовно‑нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды…»[63]. Однако есть еще одно немаловажное обстоятельство, предопределяющее поведение нынешних детей. Речь идет об особенностях современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, практически сугубо декларативное, тем не менее, постоянно внедряется в массовое сознание. Естественно, иначе и быть не может, ибо процесс самоутверждения ребенка – основа его нормального развития. Однако низкая духовная культура поведения, поступков, мышления, несмотря на провозглашенное законом равноправие детей, нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем более, что стремление подростка к независимости, самоутверждению – это, как утверждают специалисты, непреложный факт.

Кроме того, «у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит то, к чему стремится» [64].

Таким образом, нами были отмечены условия беспризорности, т. е. явление напрямую не порождающие, но способствующие порождению беспризорности[65]. Однако даже тогда, когда присутствуют все обстоятельства, толкающие ребенка на улицу, далеко не всякий становится беспризорником. Кто же все‑таки уходит жить на улицу?

В основном это дети:

• потерявшие семью и родителей из‑за их смерти, лишения родительских прав;

• выброшенные из семьи, отвергнутые родителями;

• беглецы из дома, семьи, детского интернатного[66]учреждения.

1. Сироты. Зачастую у детей, потерявших по каким‑то причинам родителей, появляются люди, заменяющие их: усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Однако сложности экономического характера значительно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что естественно затрудняет их устройство куда‑либо: в другую семью или интернатное учреждение.

Кроме того, у сирот, не попавших в поле зрения органов, обязанных о них заботиться, шанс стать беспризорником увеличивается и потому, что «неотреагированное горе» заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на улице.

Отсутствие лиц, желающих принять ребенка‑сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. Однако подобных учреждений недостаточно.

Особенно перегружены образовательные учреждения для детей‑сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. А это еще один резерв детской беспризорности.

2. «Социальные сироты» – дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Неблагополучная семья, к сожалению, достаточно распространенное явление современной России. Степень и причины ее неблагополучия разные: внутрисемейные конфликты, утрата родителями материнского, отцовского инстинкта. Последнее, как правило, следствие деградации личности матери, отца, вызванное хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях дети – препятствие на пути к алкоголю, наркотикам. Поэтому несовершеннолетние, если их некому защитить, уходят на улицу в поисках ночлега, съестного и, конечно, сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить уполномоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам. Отторжение ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. Таким детям ничего не остается другого, как спастись бегством на улицу.

3. Отторжение ребенка государственными учреждениями, призванными обеспечить социализацию ребенка. Причин тому множество: отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7–8‑летних учащихся; резкое увеличение числа 14–15‑летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать; сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно от 500 до 1 млн подростков, не достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии); неконкурентоспособности на рынке труда подростков в возрасте 14–18 лет, которые почему‑либо продолжать учебу не могут и т. п. По информации Генеральной прокуратуры, нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14–15 лет. Не случайно причина беспризорности видится в существующих недостатках системы начального профессионального образования. Оставаясь долгие годы распространенной формой социальной адаптации и профессиональной подготовки детей, имеющих затруднения в обучении и поведении, особенно из малообеспеченных и асоциальных семей, этот вид образования теперь пришел в упадок.

Несмотря на значительную распространенность олигофрении среди детей и подростков, неоправданно сокращается сеть вспомогательных школ для детей с недостаточностью умственного развития, не создаются специальные учебно‑воспитательные и реабилитационные учреждения для детей и подростков с асоциальным поведением, имеющих отклонения в интеллектуальном и психическом развитии.

Многие подростки становятся жертвами сексуального насилия, которое калечит психику ребенка, негативно отражается на развитии его личности, приводит к мысли о бесперспективности жизни. Причем только в 1/3 случаев имеет место изнасилование детей посторонним лицом. В 2/3 случаев дети становились жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей.

Среди беспризорных детей много воспитанников государственных интернатных образовательных заведений. По сведениям комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, за последнее время количество детей, убегающих из детских учреждений, возросло на 30 %. Зачастую побеги из таких учреждений вызваны побоями, жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.

Конечно, причины побега объясняются не только грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из неблагополучных семей, из так называемых «семей риска», то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же нередко имеют место трудности общения воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков.

Все вышеперечисленное плюс недостаточность средств, выделяемых государством, для помощи детям из группы риска нередко и приводит их на улицу. Судьба многих из тех, кто не оставил интернатного учреждения и стал его выпускником, незавидна. По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30 % выпускников становятся бомжами, 20 % совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством.

4. Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка на улицу, занимают психические заболевания, во‑первых, родителей, во‑вторых, самого ребенка. Что же касается детей, то, по информации независимых экспертов, около 4,5 несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики и организма детей и подростков, как нервно‑психические патологии и заболевания, акцентуациями характера, т. е. ярко выраженными, «усиленными» его чертами, многие из которых имеют тенденцию к психическим расстройствам[67], а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных, врожденных факторов.

5. Необходимо отметить, что побег из дома чаще всего объясняется совокупностью самых разных причин, среди которых называют дромоманию [68], именуемую еще синдромом ухода и бродяжничества. Наличие нервно‑психических аномалий не создает фатальной предрасположенности к совершению правонарушения. Действительно, аномалии психики обычно выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, что, в конечном счете, может сделать ребенка преступником. При этом влияние таких аномалий на правонарушающее поведение в основном носит косвенный характер. Но при этом речь идет о совершении преступления. Несколько иначе обстоит дело с различного рода влечения патологического характера. Практика показывает, что обнаруживаются они и у детей из благополучных семей, усыновивших, например, ребенка еще в младенческом возрасте. Поэтому, соглашаясь с тем, что побег из дома, детского интернатского учреждения – это чаще всего реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности ребенка. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение домой), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Несомненно, беспризорные дети современной России – жертвы кризисных явлений в экономической, политической и идеологической жизни страны. Прав был П. И. Люблинский, считавший, что «каждый кризис в области социальной жизни порождает свой вид беспризорности».

Все эти факторы определенным образом действуют на семью, лишенную сложившегося веками семейного авторитета, всегда игравшего роль противоядия, защищавшего не только ребенка, его семью, но и общество в целом. С другой стороны, современная семья отличается от семьи прошлых лет не только иной экономической функцией. В наше время высока степень риска ее распада, что способно вытолкнуть ребенка на улицу. Более сложными стали отношения родителей, ребенка, что также проходит для него бесследно.

Другая особенность истоков детской беспризорности сегодня заключается в том, что безнадзорность – главная ее причина, вызванная как объективными, так и субъективными причинами, буквально вышла из берегов. Ее уже невозможно измерить. Везде и повсюду она стала характерной чертой российской действительности. Отсюда и трудности в поисках конкретных средств ее предупреждения.

Изучение современной детской беспризорности позволило обнаружить и другие ее особенности. Если в прежние годы она увеличивалась преимущественно за счет осиротевших детей, лишившихся своей семьи, родителей не по собственной воле, то теперь уход, бегство из семьи объясняются нетерпимым отношением ребенка, подростка к родным и близким. Он уже не хочет, не может считаться с обстоятельствами, а потому ищет и находит свой выход из положения. Кроме того, ряды беспризорников теперь пополняют не только отстающие в своем умственном развитии дети, но и несовершеннолетние с нормальным интеллектом. Попадая на дно, они деградируют и погибают физически и нравственно. Не случайно многим из них может быть поставлен такой страшный диагноз, как необратимая социальная патология. Еще одна особенность современной детской беспризорности – ее скрытость от посторонних глаз. Дети‑беспризорники как бы уходят на самое дно, забиваются во всевозможные щели, почти не появляются группой на улицах. Они скрываются как можно глубже, что особенно опасно для общества и осложняет мероприятия по их спасению. Главная причина происходящего весьма показательна для нашего времени. Дело в том, что практически всю работу с детьми‑беспризорниками ведут органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных с детской беспризорностью. При этом главная их задача – обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности, нередко даже этапом. Причем туда, откуда ребенок, подросток ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете, нерезультативно, несмотря на колоссальную трату сил и средств. Давно известно, что практика милицейского воспитания подростков, характеризующегося асоциальным поведением, неэффективна и в целом далека от принципов правового государства. По преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «правонарушителя» во многих случаях способствует развитию у него устойчивого стереотипа нежелательного поведения. Поэтому Руководящие принципы ООН для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних рекомендуют использовать в этих целях полицейские формирования «лишь в крайних случаях». Основную тяжесть работы с беспризорниками должны взять создаваемые в городах социальные службы помощи и защиты прав детей и подростков. Они могли бы постепенно, по мере создания необходимых предпосылок для этого, освободить от выполнения этих функций органы внутренних дел.

Воздействие на процессы превращения детей в беспризорников проводится в основном в двух направлениях. Во‑первых, организационно; во‑вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.

Говоря об организационной стороне проблемы, надо сказать, что без четкого обозначения компетенции государственных органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности, а соответственно и беспризорности, трудно рассчитывать на успех. При этом крайне важно определить конкретно, каковы права и обязанности служб, занимающихся рассматриваемой проблемой. Выполнению этой задачи призваны служить:

• Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ;

• Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732);

• Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 455 «О межведомственной комиссии по проблемам профилактики бродяжничества»;

• Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

• Постановление Министерства труда РФ от 29 марта 2002 г. «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (с изм. и доп.);

• Приказ Министерства труда РФ и Министерства внутренних дел РФ от 20 июня 2003 г. № 147/481 «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними»;

• Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 307 «О повышении качества оказания лечебно‑профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»;

• Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства внутренних дел РФ от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»;

• Региональные законы и подзаконные акты, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Другое направление деятельности, связанной с беспризорностью, заключается в создании преграды на пути превращения безнадзорных детей в беспризорников. Этому служат создаваемые в системе Министерства труда и социального развития (с 6. 04. 2004 г. – Министерство здравоохранения и социального развития РФ) социальные приюты.

Предотвращению детской беспризорности служат также любые другие формы устройства несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения. В их числе приемные семьи, семейные детские дома, детские пансионаты и т. п.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для решения проблемы детской беспризорности было бы целесообразно:

• осуществлять целевое финансирование профилактической работы по предупреждению детской беспризорности, а не по остаточному принципу;

• исключить практику деятельности по предупреждению беспризорности, борьбе за спасение каждого беспризорного ребенка из ведения милицейских и иных карательных и надзирающих органов. Основную тяжесть работы с беспризорниками должны взять создаваемые в городах социальные службы помощи и защиты прав детей и подростков;

• создать специальные органы, подобные существовавшим прежде (социальную инспекцию по борьбе с детской беспризорностью), способные действовать квалифицированно при обнаружении беспризорного ребенка с последующим восстановлением его личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: