Социальное страхование в Российской Федерации- формы и задачи. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Проблемы социальной защиты населения не новы. Начиная с 17 в. предпринимаются попытки тем или иным образом оказать помощь нуждающимся малообеспеченным гражданам.
Социальная защита является одной из основных целей социальной политики государства и должна включать в себя функцию предупредительную (проведение предупредительных, профилактических мероприятий) и восстановительную (выплат компенсаций, организация лечения и реабилитации).
В настоящее время система социальной защитыразвивается по нескольким направлениям:
- предоставление социальных гарантий - комплекса социально значимых благ и услуг, предоставляемых всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные расходы, производимые в рамках данной формы социальной защиты, имеют в своей основе систему налогообложения и специальное бюджетное финансирование. Социальная помощь здесь слагается из представления минимального набора государственных социальных гарантий, распространяющихся по потребности в пределах финансовых возможностей общества, без проверки передаваемое и адресности. Социальные гарантии характеризуются универсальностью и относятся ко всем гражданам. Примером социальных гарантий является предоставление пенсий по старости, нетрудоспособности.
-введение социальных льгот — разновидностей социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан, прямо названным в законах. Социальные льготы характеризуются универсальностью, предоставлением определенной группе населения без учета трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные льготы финансируются из бюджета государства.
-социальная помощь — особая форма социальной защиты населения, включающая в себя предоставление социальных благ в установленном порядке определенным социально
уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости.
-социальное страхование, под которым следует понимать обязательное и добровольное страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов и трудоспособности.
Социальное страхование в системе социальной защиты населения,в отличие от других видов страхования, имеет следующие характерные черты:
1.Финансирование социального страхования производится из специальных внебюджетных фондов, в формировании которых принимают участие работники, работодатели и государство.
Размер страховых выплат в социальном страховании имеет определенную зависимость от величины трудового вклада и продолжительности участия выгодоприобретателя (иных лиц с аналогичными функциями) в страховом правоотношении.
2.Страховые организации, управляющие фондами социального страхования, имеют статус некоммерческих организаций.
3.Страховые риски, от наступления которых производится социальное страхование, имеют особый характер, выражающийся в их крупномасштабности, массовости, высокой значимости последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков можно отнести следующие: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, безработица, смерть кормильца, старость, достижение пенсионного возраста, материнство и детство.
4.Фонды социального страхования, являясь составной частью общественных финансов, испытывают сильное регулятивное воздействие со стороны государства, проявляющее себя в определении видов страховых фондов и порядке, источниках их формирования, предназначении фондов и области применения. Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления определенного страхового события, приводящего к исключению (постоянному или временному) человека из трудового процесса.
Социальное страхование существует в двух традиционных формах: обязательное и добровольное социальное страхование.
Основные отличия между добровольным и обязательным страхованием:
-Обязательное социальное страхование является разновидностью государственного страхования, а добровольное относится к частному сектору экономики.
-Добровольное социальное страхование базируется на нормах ГК, Закона о страховании, иных гражданско-правовых законах, а обязательное социальное страхование, основываясь на гражданско-правовых нормах, регламентируется иными законами и правовыми актами, принятыми по вопросам обязательного страхования, а также законодательством о государственных внебюджетных фондах.
- Правила добровольного социального страхования определяются непосредственно страховыми организациями или их объединениями, а правила обязательного страхования устанавливаются (санкционируются) государством.
-Обязательное социальное страхование является всеобщим (иногда исключая высокодоходные группы населения).
Добровольное же социальное страхование предполагает индивидуальный (в некоторых случаях коллективный, но все равно ограниченный по кругу лиц) характер.
-Обязательное социальное страхование осуществляется государственными внебюджетными фондами, добровольное - коммерческими и некоммерческими организациями.
-Страхователями в добровольном социальном страховании выступают юридические и физические лица, в обязательном - работодатели, работники, государство.
-Добровольное социальное страхование осуществляется за счет личных доходов граждан, прибыли предпринимателей, а обязательное - за счет работодателей, работников и субсидий из государственного бюджета.
Обязательное социальное страхование, являясь частью государственной системы социальной защиты населения, предполагает страхование работающих граждан от возможного изменения материального (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в системе обязательного социального страхования, является Федеральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. (именуемый в дальнейшем Закон об обязательном социальном страховании). Данный закон распространяет свое действие на работающих граждан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, иные категории граждан, в том числе при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Закон об обязательном социальном страховании устанавливает основы этого страхования и определяет ключевые моменты. Специфика тех или иных видов обязательного социального страхования будет определяться в специальных законах.
Обязательное социальное страхование имеет публично-правовые черты. Системой обязательного социального страхования управляет Правительство РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, но оперативное управление ими осуществляют страховщики под контролем государства. Страховщики создаются Правительством РФ, а их организационно-правовые формы определяются федеральными законами о конкретном виде обязательного социального страхования. По сравнению с обычным (договорным) страхованием права и обязанности участников правоотношения по обязательному социальному страхованию не только детализированы, но ужесточены обязанности страховщиков и страхователей, а права застрахованных лиц и выгодоприобретателей расширены.
Финансовые основы обязательного социального страхования регламентированы законодательством в значительно большей степени, чем при обычном (договорном) страховании. Определение источника поступления денежных средств, установление тарифов страховых взносов, порядка их начисления и внесение, расходование денежных средств из страховых фондов, назначение и выплата страхового обеспечения — все это жестко регламентировано федеральными законами и иными актами.
При недостаточности средств для выплаты страхового обеспечения по некоторым видам обязательного социального страхования (выплаты пенсий и пособий, оплата медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и др.) в Федеральном законе о федеральном бюджете могут быть предусмотрены дотации в размерах, позволяющих обеспечить установленные с законодательством выплаты по обязательному социальному страхованию.
Участниками отношений по обязательному социальному страхованию (субъектами обязательного социального страхования) являются:
-страхователи (работодатели);
-страховщики;
-застрахованные лица;
-иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователями являются лица, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать страховые взносы: организации любой организационно-правовой формы, граждане, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованными лицами являются физические лица, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование осуществляется на случай наступления социального страхового риска — предполагаемого события, влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан.
Видами социальных страховых рисков являются:
-необходимость получения медицинской помощи;
-временная нетрудоспособность;
-трудовое увечье и профессиональное заболевание;
-материнство;
-инвалидность;
-наступление старости;
-потеря кормильца;
-признание безработным;
-смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
При наступлении страхового случая, представляющего собой реализацию социального страхового риска, возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом посредством страховых выплат или иных видов обеспечения.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
-оплата медицинскому учреждению расходов, связанных
с предоставлением застрахованному лицу необходимой
медицинской помощи;
-пенсия по старости;
-пенсия по инвалидности;
-пенсия по случаю потери кормильца;
-пособие по временной нетрудоспособности;
-пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
-пособие по беременности и родам;
-ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
-пособие по безработице;
-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
-единовременное пособие при рождении ребенка;
-пособие на санаторно-курортное лечение;
-социальное пособие на погребение;
-оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Таким образом, декларированная цель социального страхования корректируется имеющимися финансовыми ресурсами и материализуется в более узком круге конкретных задач. К ним относятся:
-оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам (детям, пенсионерам, инвалидам);
-возмещение потерянного трудового дохода в периоды болезни, ухода за детьми, безработицы;
-предоставление медицинской помощи, охрана детства и материнства;
-перераспределение доходов и выравнивание уровня жизни различных социальных групп населения.
С 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование и медицинское страхование уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН). При этом были снижены тарифы страховых взносов в фонд социального страхования с 5,4 до 4 % - при базовой ставке, применяемой при налогообложении фонда оплаты труда в расчете на одного работающего, не более 100 тыс. рублей в год.
Современную систему государственного социального страхованиям России представляют три самостоятельных государственных внебюджетных страховых фонда: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования на всей территории страны. Это страхование является обязательным и распространяется на все работающее население: ФСС выступает как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Руководство деятельностью фонда осуществляет его председатель, назначаемый Правительством РФ. Свою финансовую деятельность ФСС осуществляет на основании бюджета, утверждаемого ежегодно федеральным законом, до 1998 г. он был построен по территориально-отраслевому принципу и состоял из 89 региональных отделений, 14 центральных отраслевых отделении и филиалов отделений, создаваемых ими в отдельных административных районах. С 1998 г. отраслевые отделения постепенно упраздняются.
Средства ФСС складываются из обязательных страховых взносов работодателей, составляющих в настоящее время 5,4% от фонда оплаты груда; инвестиционного дохода; ассигнований целевого характера из средств федерального бюджета; средств, полученных от наложения финансовых санкций.
За счет средств социального страхования работающим гражданам выдаются пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителям, воспитывающим ребенка - инвалида, на погребение.
Около половины выплачиваемых пособий составляют пособия по временной нетрудоспособности. Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или перехода на инвалидность и только по предъявлении больничного листка (листка временной нетрудоспособности) медицинского учреждения.
Размер пособия зависит от заработной платы, непрерывного трудового стажа и причины нетрудоспособности.
В соответствии с Законом пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.
Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии. В некоторых случаях засчитывается время предыдущей работы. Так, при увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех недель.
Пособие назначается и выплачивается по уходу за детьми до трех лет или ребенком-инвалидом до 16 лет.
Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам, который предоставляется в соответствии с ТК РФ. Для получения пособия необходимо представление больничного листка, выдача которого производится с 30 недель беременности единовременно на 140 календарных дней (70 - до родов, 70 - после родов). Это пособие предоставляется не только работающим женщинам, но и уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными. Пособие по беременности и родам выдается в размере 100% заработка. Размер заработка, с которого начисляется пособие, определяется по тем же правилам, что и при пособии по временной нетрудоспособности. Одновременно женщине может быть предоставлено дополнительно единовременное пособие в размере одной минимальной оплаты труда, если она встала на учет в медицинском учреждении до наступления 12 педель беременности.
Остальные пособия, выплачиваемые из ФСС, носят фиксированный характер. Например, единовременное пособие при рождении ребенка составляет 15 минимальных оплат труда на каждого родившегося ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - 2 минимальные оплаты, на погребение - 10.
Помимо пособий, предоставляемых ФСС, существуют и другие социальные пособия и компенсационные выплаты, финансируемые из других источников. К ним относятся ежемесячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми в возрасте до 3 лет (т.н. «декретный отпуск»).
Ежемесячное пособие выплачивается на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи, до исполнения ему 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания обучения). Размер пособия равен 70% минимальной оплаты труда. Оно увеличивается на 100% для детей одиноких матерей, на 50% - для детей военнослужащих срочной службы и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Эти выплаты финансируются из бюджета.
Ежемесячные компенсационные выплаты предоставляются на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и составляют 50% минимальной оплаты труда. Финансируются за счет средств предприятия, выделяемых на оплату труда.
Средства ФСС могут использоваться на санитарно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Под направлением средств на эти цели понимается оплата стоимости путевок, а также частичное финансирование мероприятий и внешкольному обслуживанию детей. При этом имеется в виду путевки в санатории, профилактории, в дома и на базы отдыха, в лагеря для детей и юношества. Затраты на внешкольное обслуживание детей - это дотации на содержание детских и юношеских спортивных школ и оплата детских подарков к новогоднему празднику.