double arrow

Формы и задачи социального страхования


Социальное страхование в Российской Федерации- формы и задачи. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Проблемы социальной защиты населенияне новы. Начи­ная с 17 в. предпринимаются попытки тем или иным обра­зом оказать помощь нуждающимся малообеспеченным граж­данам.

Социальная защита является одной из основных целей со­циальной политики государства и должна включать в себя фун­кцию предупредительную (проведение предупредительных, про­филактических мероприятий) и восстановительную (выплат компенсаций, организация лечения и реабилитации).

В настоящее время система социальной защитыразвива­ется по нескольким направлениям:

- предоставление социальных гарантий - комплекса соци­ально значимых благ и услуг, предоставляемых всем граж­данам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемо­сти. Социальные расходы, производимые в рамках данной формы социальной защиты, имеют в своей основе систему налогообложения и специальное бюджетное финансирова­ние. Социальная помощь здесь слагается из представления минимального набора государственных социальных гаран­тий, распространяющихся по потребности в пределах фи­нансовых возможностей общества, без проверки передаваемое и адресности. Социальные гарантии характеризуются универсальностью и относятся ко всем гражданам. Приме­ром социальных гарантий является предоставление пенсий по старости, нетрудоспособности.




-введение социальных льгот — разновидностей социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граж­дан, прямо названным в законах. Социальные льготы характеризуются универсальностью, предоставлением определенной группе населения без учета трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные льготы финансируются из бюджета государства.

-социальная помощь — особая форма социальной защиты населения, включающая в себя предоставление социальных благ в установленном порядке определенным социально
уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости.

-социальное страхование, под которым следует понимать обязательное и добровольное страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов и трудоспособности.

Социальное страхование в системе социальной защиты населения,в отличие от других видов страхования, имеет сле­дующие характерные черты:

1.Финансирование социального страхования производится из специальных внебюджетных фондов, в формировании которых принимают участие работники, работодатели и государство.

Размер страховых выплат в социальном страховании имеет определенную зависимость от величины трудового вклада и продолжительности участия выгодоприобретателя (иных лиц с аналогичными функциями) в страховом правоотно­шении.



2.Страховые организации, управляющие фондами социального страхования, имеют статус некоммерческих организаций.

3.Страховые риски, от наступления которых производится социальное страхование, имеют особый характер, выража­ющийся в их крупномасштабности, массовости, высокой значимости последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков можно отнести следующие: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, не­счастный случай, безработица, смерть кормильца, старость, достижение пенсионного возраста, материнство и детство.

4.Фонды социального страхования, являясь составной частью общественных финансов, испытывают сильное регулятивное воздействие со стороны государства, проявляю­щее себя в определении видов страховых фондов и поряд­ке, источниках их формирования, предназначении фондов и области применения. Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления опреде­ленного страхового события, приводящего к исключению (постоянному или временному) человека из трудового процесса.



Социальное страхование существует в двух традиционных формах: обязательное и добровольное социальное страхова­ние.

Основные отличия между добровольным и обязательным страхованием:

-Обязательное социальное страхование является разновид­ностью государственного страхования, а добровольное относится к частному сектору экономики.

-Добровольное социальное страхование базируется на нормах ГК, Закона о страховании, иных гражданско-правовых законах, а обязательное социальное страхование, основы­ваясь на гражданско-правовых нормах, регламентируется иными законами и правовыми актами, принятыми по вопросам обязательного страхования, а также законодатель­ством о государственных внебюджетных фондах.

- Правила добровольного социального страхования опреде­ляются непосредственно страховыми организациями или их объединениями, а правила обязательного страхования ус­танавливаются (санкционируются) государством.

-Обязательное социальное страхование является всеобщим (иногда исключая высокодоходные группы населения).
Добровольное же социальное страхование предполагает индивидуальный (в некоторых случаях коллективный, но все равно ограниченный по кругу лиц) характер.

-Обязательное социальное страхование осуществляется го­сударственными внебюджетными фондами, добровольное - коммерческими и некоммерческими организациями.

-Страхователями в добровольном социальном страховании выступают юридические и физические лица, в обязатель­ном - работодатели, работники, государство.

-Добровольное социальное страхование осуществляется за счет личных доходов граждан, прибыли предпринимателей, а обязательное - за счет работодателей, работников и суб­сидий из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование, являясь частью государственной системы социальной защиты населения, пред­полагает страхование работающих граждан от возможного из­менения материального (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Базовым нор­мативно-правовым актом, регулирующим отношения в сис­теме обязательного социального страхования, является Феде­ральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. (именуемый в даль­нейшем Закон об обязательном социальном страховании). Дан­ный закон распространяет свое действие на работающих граж­дан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, иные категории граждан, в том числе при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхо­вание.

Закон об обязательном социальном страховании устанавли­вает основы этого страхования и определяет ключевые момен­ты. Специфика тех или иных видов обязательного социального страхования будет определяться в специальных законах.

Обязательное социальное страхование имеет публично-пра­вовые черты. Системой обязательного социального страхова­ния управляет Правительство РФ. Средства обязательного со­циального страхования являются федеральной государственной собственностью, но оперативное управление ими осуществля­ют страховщики под контролем государства. Страховщики со­здаются Правительством РФ, а их организационно-правовые формы определяются федеральными законами о конкретном виде обязательного социального страхования. По сравнению с обычным (договорным) страхованием права и обязанности уча­стников правоотношения по обязательному социальному стра­хованию не только детализированы, но ужесточены обязанно­сти страховщиков и страхователей, а права застрахованных лиц и выгодоприобретателей расширены.

Финансовые основы обязательного социального страхова­ния регламентированы законодательством в значительно боль­шей степени, чем при обычном (договорном) страховании. Определение источника поступления денежных средств, ус­тановление тарифов страховых взносов, порядка их начисле­ния и внесение, расходование денежных средств из страховых фондов, назначение и выплата страхового обеспечения — все это жестко регламентировано федеральными законами и ины­ми актами.

При недостаточности средств для выплаты страхового обес­печения по некоторым видам обязательного социального стра­хования (выплаты пенсий и пособий, оплата медицинской по­мощи, санитарно-курортного лечения и др.) в Федеральном за­коне о федеральном бюджете могут быть предусмотрены дота­ции в размерах, позволяющих обеспечить установленные с за­конодательством выплаты по обязательному социальному стра­хованию.

Участниками отношений по обязательному социальному страхованию (субъектами обязательного социального страхо­вания) являются:

-страхователи (работодатели);

-страховщики;

-застрахованные лица;

-иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии сфедеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователями являются лица, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать страховые взносы: организа­ции любой организационно-правовой формы, граждане, орга­ны исполнительной власти и органы местного самоуправле­ния.

Страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конк­ретных видах обязательного социального страхования для обес­печения прав застрахованных лиц по обязательному социаль­ному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованными лицами являются физические лица, ра­ботающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному стра­хованию возникают в соответствии с федеральными закона­ми о конкретных видах обязательного социального страхо­вания.

Обязательное социальное страхование осуществляется на случай наступления социального страхового риска — предпо­лагаемого события, влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных катего­рий граждан.

Видами социальных страховых рисковявляются:

-необходимость получения медицинской помощи;

-временная нетрудоспособность;

-трудовое увечье и профессиональное заболевание;

-материнство;

-инвалидность;

-наступление старости;

-потеря кормильца;

-признание безработным;

-смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении страхового случая, представляющего со­бой реализацию социального страхового риска, возникает обя­занность страховщика осуществлять обеспечение по обязатель­ному социальному страхованию. Страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом посредством стра­ховых выплат или иных видов обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязатель­ного социального страхования являются:

-оплата медицинскому учреждению расходов, связанных
с предоставлением застрахованному лицу необходимой
медицинской помощи;

-пенсия по старости;

-пенсия по инвалидности;

-пенсия по случаю потери кормильца;

-пособие по временной нетрудоспособности;

-пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональ­ным заболеванием;

-пособие по беременности и родам;

-ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет;

-пособие по безработице;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременнос­ти;

-единовременное пособие при рождении ребенка;

-пособие на санаторно-курортное лечение;

-социальное пособие на погребение;

-оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Таким образом, декларированная цель социального стра­хования корректируется имеющимися финансовыми ресурса­ми и материализуется в более узком круге конкретных задач. К ним относятся:

-оказание материальной помощи нетрудоспособным граж­данам (детям, пенсионерам, инвалидам);

-возмещение потерянного трудового дохода в периоды болезни, ухода за детьми, безработицы;

-предоставление медицинской помощи, охрана детства и материнства;

-перераспределение доходов и выравнивание уровня жиз­ни различных социальных групп населения.

С 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование и медицинское страхование уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН). При этом были снижены тарифы страховых взносов в фонд социального страхования с 5,4 до 4 %- при базовой ставке, применяемой при налогообложе­нии фонда оплаты труда в расчете на одного работающего, не более 100 тыс. рублей в год.

Современную систему государственного социального стра­хованиям России представляют три самостоятельных государ­ственных внебюджетных страховых фонда: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет сред­ствами государственного социального страхования на всей тер­ритории страны. Это страхование является обязательным и распространяется на все работающее население: ФСС высту­пает как специализированное финансово-кредитное учрежде­ние при Правительстве РФ. Руководство деятельностью фон­да осуществляет его председатель, назначаемый Правитель­ством РФ. Свою финансовую деятельность ФСС осуществля­ет на основании бюджета, утверждаемого ежегодно федераль­ным законом, до 1998 г. он был построен по территориально-отраслевому принципу и состоял из 89 региональных отделе­ний, 14 центральных отраслевых отделении и филиалов отде­лений, создаваемых ими в отдельных административных рай­онах. С 1998 г. отраслевые отделения постепенно упраздня­ются.

Средства ФСС складываются из обязательных страховых взносов работодателей, составляющих в настоящее время 5,4% от фонда оплаты груда; инвестиционного дохода; ас­сигнований целевого характера из средств федерального бюд­жета; средств, полученных от наложения финансовых санкций.

За счет средств социального страхования работающим гражданам выдаются пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью: по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременное пособие женщинам, встав­шим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки бере­менности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до до­стижения им возраста полутора лет, оплата четырех дополни­тельных выходных дней в месяц родителям, воспитывающим ребенка - инвалида, на погребение.

Около половины выплачиваемых пособий составляют по­собия по временной нетрудоспособности. Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или перехода на инвалидность и только по предъявлении боль­ничного листка (листка временной нетрудоспособности) медицинского учреждения.

Размер пособия за­висит от заработной платы, непрерывного трудового стажа и причины нетрудоспособности.

В соответствии с Законом пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчис­ляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествую­щих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по бе­ременности и родам.

В среднем заработке при исчислении пособия по времен­ной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации начисляют­ся налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.

Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжи­тельности последней непрерывной работы на данном предпри­ятии. В некоторых случаях засчитывается время предыдущей работы. Так, при увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняет­ся, если перерыв в работе не превысил трех недель.

Пособие назначается и выплачивается по уходу за детьми до трех лет или ребенком-инвалидом до 16 лет.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщи­нам за период отпуска по беременности и родам, который пре­доставляется в соответствии с ТК РФ. Для получе­ния пособия необходимо представление больничного листка, выдача которого производится с 30 недель беременности еди­новременно на 140 календарных дней (70 - до родов, 70 - после родов). Это пособие предоставляется не только работающим женщинам, но и уволенным в связи с ликвидацией предприя­тия в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными. Пособие по беременности и родам выдается в размере 100% заработка. Размер заработка, с которого начис­ляется пособие, определяется по тем же правилам, что и при пособии по временной нетрудоспособности. Одновременно женщине может быть предоставлено дополнительно единовре­менное пособие в размере одной минимальной оплаты труда, если она встала на учет в медицинском учреждении до наступ­ления 12 педель беременности.

Остальные пособия, выплачиваемые из ФСС, носят фик­сированный характер. Например, единовременное пособие при рождении ребенка составляет 15 минимальных оплат труда на каждого родившегося ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - 2 минимальные оплаты, на погребение - 10.

Помимо пособий, предоставляемых ФСС, существуют и другие социальные пособия и компенсационные выплаты, фи­нансируемые из других источников. К ним относятся ежеме­сячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми в возрасте до 3 лет (т.н. «декретный отпуск»).

Ежемесячное пособие выплачивается на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи, до исполнения ему 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений - до оконча­ния обучения). Размер пособия равен 70% минимальной оплаты труда. Оно увеличивается на 100% для детей одиноких мате­рей, на 50% - для детей военнослужащих срочной службы и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Эти выплаты финансируются из бюджета.

Ежемесячные компенсационные выплаты предоставляются на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и составляют 50% минимальной оплаты труда. Финансируются за счет средств предприятия, выделяемых на оплату труда.

Средства ФСС могут использоваться на санитарно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Под направлением средств на эти цели понимается оплата стоимо­сти путевок, а также частичное финансирование мероприятий и внешкольному обслуживанию детей. При этом имеется в виду путевки в санатории, профилактории, в дома и на базы отды­ха, в лагеря для детей и юношества. Затраты на внешкольное обслуживание детей - это дотации на содержание детских и юношеских спортивных школ и оплата детских подарков к но­вогоднему празднику.







Сейчас читают про: