Приемная семья

Приемная семья – это форма устройства детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей (ст. 151–155 СК).

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10 % детей‑сирот.

Учреждения для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К данным учреждениям относятся:

• образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети‑сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома‑интернаты для детей‑инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально‑реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

• учреждения здравоохранения (дома ребенка и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте от рождения до трех лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста трех лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально‑реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от года до трех лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. По имеющимся данным, лишь 15 % выпускников детских домов и интернатов поступают в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Подобная замкнутость, изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что‑либо, организовать свободное время и т. д.

При организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса учредителям, как правило, уделяют внимание решению следующих задач:

• приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы;

• создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному;

• организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка;

• предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту;

• неразделение братьев и сестер по разным учреждениям;

• укрепление связей между детьми и их родителями;

• развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни;

• решение вопросов проживания и трудоустройства будущих выпускников.

Указанные проблемы в определенной мере разрешены с созданием детских домов семейного типа, которые организуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10‑летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Сиротство – это перманентная социальная проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства в отношении сиротства должна осуществляться в двух направлениях:

• профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.);

• развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 372 с целью улучшения положения детей была принята федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг. В рамках этой программы для комплексного решения проблемы улучшения положения детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была принята соответствующая подпрограмма. Для ее реализации выделяются 2330,2 млн рублей.

Подпрограмма «Дети‑сироты» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг

Цель подпрограммы:

• профилактика и предупреждение сиротства;

• формирование основ комплексного решения проблем детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.

Основные мероприятия подпрограммы:

• реформирование системы опеки и попечительства;

• создание и развитие системы постинтернатной адаптации;

• обеспечение качественного конкурентоспособного образования и трудоустройства детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• интеграция детей с обществом;

• строительство образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• развитие системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;

• организация и проведение мониторинга соблюдения прав детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

• предупреждение социального сиротства;

• создание условий для развития детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных и патронатных[60]семьях и интеграции их с обществом;

• обеспечение условий для подготовки детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению в высшие и средние профессиональные учреждения образования (500 детей в год);

• укрепление материально‑технической базы экспериментальных центров по работе с семьей при органах опеки и попечительства в 50 субъектах Российской Федерации;

• создание 12 экспериментальных центров содействия помещению ребенка в семью; о обеспечение образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экспериментальных центров 390 комплектами оборудования для допрофессиональной и профессиональной подготовки, 185 комплектами лечебно‑профилактического оборудования, 180 комплектами дидактических и технических средств обучения; более 140 учреждений получат автотранспорт, 240 – тракторы для проведения сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• завершение строительства и реконструкции 72 образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• внедрение рекомендаций, разработанных по результатам мониторинга соблюдения прав детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: