Социальной работы. Тема 20. Нормативно-правовые основы

Тема 20. Нормативно-правовые основы

РАЗДЕЛ 8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одной из предпосылок институционализации социальной работы является развитое социальное законодательство, гарантии основных социально-экономических прав личности, а также наличие нормативных актов, регулирующих деятельность системы социальных служб. Роль права в функционировании системы социальной помощи не сводится только к регламентированию деятельности учреждений социальной защиты. Помимо этой очевидной функции институт права создаёт сам предмет деятельности социальных работников. Если перевести социальную помощь на язык правоведения, то она предстанет как обеспечение или защита определённых прав различных категорий населения и социальных групп.

Однако пока эти права не закреплены конституционно и законодательно, у государства не возникает обязанности их обеспечивать или защищать. На ранних этапах развития человеческого общества главными формами социальной помощи являлись общинно-родовая взаимопомощь, благотворительность, которые были движимы естественными человеческими чувствами или религиозными мотивами и носили добровольный характер. В те времена, когда господствовал сословный строй, широкое распространение имели крайняя бедность и нищета, и в общественное сознание не проникла идея обязательного государственного участия в обеспечении помощи, никто не считал это положение чем-то из ряда вон выходящим. Только с переходом от религиозной и филантропической идеологии к рациональной модели социальной помощи она стала рассматриваться не как личное участие или богоугодное деяние, а как систематическая деятельность государства и в обществе стала закрепляться идея об обязанности государства в её организации.

В российской истории этот переход обозначился как переход от благотворительности к парадигме общественного призрения. Он начался примерно в середине XVI века и в целом завершился в начале XVIII-го, с формированием государственной системы общественного призрения при Петре I. Одним из первых примеров проявления заботы государства о благосостоянии самых обездоленных слоёв, закреплённой документально, являются решения Стоглавого Собора (не считая повелений древнерусских князей – Устав Владимира Великого о церковной десятине 996 г. и его распоряжение о кормлении больных и немощных, «Духовная» Владимира Мономаха и др.). Хотя решения Стоглавого Собора, по сути своей, половинчатые, в итоге оказались, по большей части, не выполнены, они тем не менее отразили исторический факт изменений в общественном сознании, возникновения новой идеологии социальной поддержки. Примерно в это же время принимаются первые полноценные законодательные акты социальной направленности в странах Западной Европы (например, законы о налоге для бедных 1572 и 1601 гг. и закон о благотворительности 1601 г. в Англии).

Решающим шагом на пути создания правовых предпосылок социальной работы как институционализированной деятельности стало утверждение конституционного строя и принципа равноправия. Когда у граждан появились права, как следствие, возникла необходимость в создании механизмов их обеспечения. Вначале, как мы уже знаем, на основе идеологии просвещения и либерализма были провозглашены личные и политические права и свободы. Однако юридическое равноправие ещё не означает равенства социального.

Европейские страны во второй половине XIX – начале XX вв. оказались перед лицом резкой социальной поляризации, когда жизненный уровень основной массы населения, прежде всего рабочего класса, был очень низок. Как сказал о нём К. Маркс, ему нечего было терять, кроме своих цепей. Экономическая нестабильность в совокупности с отсутствием социальных гарантий вели к снижению покупательной способности населения, вызывали периодические экономические кризисы и, в конце концов, привели к Великой депрессии конца 20-х – начала 30-х гг. После этого правительства и правящие классы западных государств осознали необходимость активной экономической и социальной политики, принятия мер социально-экономического планирования и регулирования.

Как следствие, социальная работа конституируется как профессия и получает признание на рубеже первого глубокого глобального кризиса капитализма. В этот период необходимость участия государства и общества на постоянной обязательной основе в организации социальной помощи и системы социальной защиты становится очевидной. В это время возникают новые модели экономической и социальной политики, в частности получает распространение кейнсианская модель, предполагающая активизацию экономической политики, а затем и концепция государства всеобщего благосостояния («welfare state theory»).

С распространением новых взглядов на государство и его роль в жизни общества законодательно закрепляются социальные права граждан. Дополнительным фактором, способствовавшим этому процессу в первой половине XX в. явился пример социалистических стран, демонстрировавших всему миру реальные социальные завоевания нового строя – социальное равенство, полная занятость, социальные гарантии в области медицины и образования. Повлияла на процесс институционализации рост борьбы трудящихся за свои права, развитие профсоюзного движения и опасность социальной революции.

Таким образом, конституционное и законодательное закрепление социально-экономических прав – на социальное обеспечение, достойные условия жизни, пособие по безработице, пенсии, де-юре создаёт отныне объект деятельности для социальных работников, так как, продекларировав права личности, государство обязано их обеспечить. Социальная работа в данном правовом контексте может быть интерпретирована как деятельность по обеспечению и защите социально-экономических прав личности. В социальном государстве эта функция закреплена за государственными социальными службами, посредством которых государство само становится участником деятельности, направленной на обеспечение и реализацию данных прав человека.

В некоторых ситуациях социальная работа имеет отношение и к обеспечению личных и культурных прав личности – права на образования, пользование достижениями культуры, свободу передвижения. Её участие необходимо в тех случаях, когда для их реализации субъекту права необходима посторонняя помощь. Ею может оказаться, в частности, помощь социального работника. Помогая лицам с ограниченными возможностями, социальные работники косвенным образом защищают и их фундаментальные личные права, включая право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и жилища. Объектом защиты со стороны социальных работников могут оказаться права людей в условиях чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Как предпосылка социальной работы, права личности и отдельных социальных групп, а также статус социальных служб и их функции находят закрепление на разных уровнях правовой системы различных стран. Применительно к Российской Федерации можно выделить три основных уровня правового регулирования социальной работы – международный, федеральный и региональный. Каждый из них характеризуется определённой совокупностью нормативно-правовых актов. Основополагающим международным документом в области прав человека, как известно, является «Всеобщая Декларация прав человека», принятая в 1948 г., вскоре после окончания второй мировой войны. Она закрепила минимальный набор прав человека, но в ней уже был реализован гуманитарный подход, согласно которому, права человека объявлялись присущими каждому человеку от рождения, неотъемлемыми и неотчуждаемыми – независимо от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности.

Поскольку Декларация имеет рекомендательный характер, то она была дополнена рядом других нормативных актов, в частности Международными пактами о гражданских и политических, и социальных и экономических правах 1966 г., которые в совокупности с Декларацией и некоторыми другими документами составили Международный Билль о правах человека. При изучении дисциплин правового цикла, следует обратить внимание на ряд других международных документов, которые образуют основу для формирования национального права в области социальной защиты населения. Среди них можно выделить такие как «Конвенция о защите заработной платы» (1949); «Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (1949); «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950); «Конвенция об охране материнства» (1952); «Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958); «Декларация прав ребенка» (1959); «Европейская социальная хартия» (1961); «Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации» (1963); «Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации» (1965); «Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин» (1967); «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971); «Декларация о правах инвалидов» (1975); «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979); «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне» (1986); «Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы» (1988); «Конвенция о правах ребенка» (1989); «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» (1990); «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века» (2000) и др.

Как видим, международный уровень обеспечения прав человека и, соответственно, правового обеспечения социальной работы включает множество документов. Начавшись с отдельных актов, сейчас он фактически превратился в одну из наиболее влиятельных отраслей международного права – международное гуманитарное право. Согласно нормам и принципам международного права, нормативные документы, как и отдельные нормы национального права той или иной страны не должны противоречить нормам международного права, которые обладают большей юридической силой. В соответствии с этими принципами, национальное право должно строиться с учётом основополагающих принципов в области прав человека, закреплённых в приведённых нормативных актах.

Следующим уровнем правового обеспечения социальной работы является федеральный. В нашей стране его основу составляет российская Конституция, которая закрепляет правовой статус личности, выражающийся совокупностью основных прав и свобод человека и гражданина. Содержание Конституции далее конкретизируется в таких нормативных актах как законы и кодексы законов. Наиболее значимые законы в данной сфере были приняты в 90-е годы, их мы уже рассматривали ранее. В процессе радикальных социально-экономических реформ за последние полтора десятка лет в России были приняты новый Уголовный, Гражданский, Трудовой, Жилищный и другие кодексы.

Отдельное направление в развитии нормативной базы социальной работы составляют целевые социальные программы, которые представляют собой, по сути, социальные проекты, предусматривающие выделение средств на проведение комплекса мероприятий, намечающие исполнителей и т.д. Среди наиболее важных социальных целевых программ, принятых за последние годы, можно выделить такие как программы «Жилище» на 2002-2010 годы, «Социальное развитие села до 2012 года», программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы», «Дети России» на 2007-2010 годы.

Программы по улучшению положения детей в Российской Федерации действуют, начиная с 1993 года. Как следует из информации Министерства здравоохранения и социального развития, комплекс программ «Дети России» в качестве президентской программы утвержден в 1994 году в составе 6 федеральных целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

С 1997 года с учетом позитивных результатов реализации программ и важности решения текущих проблем детства, разработаны новые федеральные целевые программы, направленные на решение острых проблем детского неблагополучия – «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство» и уже 10 федеральных целевых программ вошли в состав президентской программы «Дети России». Реализация программно-целевого метода в решении проблем детства позволила обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, укрепить механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и обеспечения прав и интересов детей, их выживания и развития. [45]

На региональном и местном уровнях законы субъектов федерации часто дублируют федеральные «социальные» законы и федеральные целевые программы. Однако в субъектах РФ нередко разрабатываются и принимаются собственные законопроекты и социальные программы в области социальной защиты пенсионеров, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Не отстают от них и представительные органы местного самоуправления. В частности, городские советы народных депутатов разрабатывают и принимают множество решений и целевых программ социальной направленности. Все три уровня правового обеспечения социальной работы взаимосвязаны, взаимодействуют и обогащают друг друга.

Взаимодействие права и социальной работы имеет ещё один важный аспект. Известно, что институт права один из древнейших в человеческом обществе. Возникнув на заре человеческой цивилизации практически одновременно с государством, он просуществовал тысячи лет как один из важнейших элементов общественной жизни. Но, несмотря на это, сегодня мы вынуждены заключить, что он оказывается не в состоянии выполнять часть функций, которые традиционно за ним закреплялись.

Главное предназначение и функция института права – в регулировании общественных отношений и человеческого поведения посредством установления и поддержания системы норм. Данная система норм и правил поведения, как вы знаете, устанавливается, или санкционируется государством и обеспечивается силой государственного принуждения, поскольку нормы права затрагивают такие важные стороны человеческого существования, как безопасность, собственность и т.д. В этом смысле право – один из важнейших нормативных регуляторов общественной жизни, за нарушения правовых норм предусмотрена самая суровая ответственность.

Право неразрывно связано с государством. Несмотря на различия в объяснениях происхождения права, которые дают разные теории возникновения права, все они признают эту устойчивую генетическую связь. Независимо от того, государство ли является истинным творцом правовых норм, или, напротив, эти нормы возникают в реальной жизни, а государство лишь придаёт им силу закона – всё это не отменяет того факта, что без государства представить себе институт права в его более или менее развитых формах невозможно.

Если вопрос о возникновении правовых норм столь дискуссионен, то участие государства в их объективации (законодательном или прецедентном закреплении), контроле за их исполнением и применении мер юридической ответственности очевидно. Государство осуществляет правотворческую функцию – органы государственной власти разрабатывают законопроекты и принимают законы. Государство создаёт систему надзорных органов в разных сферах деятельности, которые осуществляют контроль за соблюдением норм различных отраслей права. Для поддержания законности и правового порядка и пресечения противоправного поведения или действий оно организует работу правоохранительных органов – милиции, судов, прокуратуры. Наконец, для применения мер юридической ответственности оно создаёт систему пенитенциарных учреждений.

Недостатки в функционировании правовой системы, которые мы имеем в виду в данном случае, связаны с работой двух последних звеньев – этапа выявления правонарушений и применения мер юридической ответственности, исполнения наказаний. Как известно, милиция и прокуратура регистрируют совершённые правонарушения – либо выявленные самостоятельно, либо по заявлениям от физических и юридических лиц, т.е. по заявительному принципу. После расследования и дальнейшего рассмотрения дела в суде или других государственных органах, лицо, признанное виновным, подвергается различным мерам юридической ответственности – административным взысканиям, уголовному наказанию, мерам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности.

Недостатки действия правового механизма состоят в следующем:

- высокий «порог чувствительности» при выявлении и регистрации правонарушений. Правоохранительные органы часто не реагируют на мелкие правонарушения, считая их несерьёзными, не заслуживающими внимания. И это психологически понятно, так как работникам милиции часто приходится иметь дело с тяжкими и особо тяжкими насильственными преступлениями против личности, в сфере экономики и т.д., на фоне которых некоторые формы отклоняющегося поведения им представляются несущественными.

- Как следствие, происходит срабатывание «по факту» – когда правонарушение уже произошло. Работа правоохранительных органов строится по заявительному принципу при очень слабой и неэффективной профилактической деятельности. В то время как большинство правонарушений не совершается спонтанно, оно, как правило, завершает определённую эволюцию человека. И там, где для работника правоохранительных органов только возникает прецедент для вмешательства, для социального работника вмешательство уже иногда становится невозможно.

- Правоохранительная система не в состоянии эффективно выполнять профилактическую функцию, так как она является для неё не свойственной, с точки зрения характера деятельности правоохранительных органов. Во-первых, работники правоохранительных органов не обладают соответствующей теоретической подготовкой в области социологии, психологии, педагогики, которые позволили бы им проанализировать влияние различных факторов на личностную эволюцию человека. Они, как правило, не владеют педагогическими, воспитательными методами воздействия на личность. Их работа слишком «груба» для этого, объект, с которым они имеют дело, слишком опасен и в процессе профессиональной подготовки их готовят не к этому.

Во-вторых, в силу специфики своей работы они чаще всего рассматривают индивида как реального или потенциального правонарушителя. Работники правоохранительной системы представляют собой образ мужественных людей, готовых дать отпор преступнику – это «люди в погонах», люди, которые «умеют стрелять». Но установить доверительные отношения с человеком для профилактической работы, воспитательной беседы практически невозможно, учитывая характер их деятельности. Для человека в погонах его визави – задержанный, подозреваемый, подследственный, поднадзорный и т.д. Он постоянно находится в напряжении и потенциально готов к противоправным действиям последнего. Понятно, что воспитательное воздействие в таких условиях практически невозможно.

Профилактика правонарушений, конечно, предусмотрена в планах деятельности правоохранительных органов. Но факты свидетельствуют, что проводится эта работа чаще всего формально – вызовы, встречи, для того, чтобы «отметиться». Самое же главное – психолого-педагогическая работа, беседы, проводятся крайне непрофессионально, на обывательском уровне, или с постоянным напоминанием об угрозе наказания.

- Ещё один минус – имидж правоохранительных органов в глазах общественного мнения. Не секрет, что у значительной части населения сложился вполне определённый и не слишком привлекательный образ некой «ментовки», где не приходится ждать уважительного, или хотя бы сочувственного отношения к человеку, где существует коррупция, применяются методы физического воздействия. Этот фактор также исключает возможность построения отношений с «клиентом» правоохранительных органов на принципах доверия, уважения, чего требует профилактика.

- Особый случай – несовершеннолетние правонарушители, или подростки с отклоняющимся поведением. В данной ситуации контакт с правоохранительными органами иногда даёт обратный эффект. Если подросток ещё не закоренелый хулиган, «девиант», а лишь раз – другой «примерил» на себя его роль, то визит «в органы» (чаще всего принудительный), может создать в глазах сверстников образ пострадавшего, сформировать вокруг него некий ореол неверно понятой славы, поднять его статус, и тем самым эту роль закрепить. «Ну как же, – скажут они, – он был ТАМ, наверное, он крепкий парень, сильная личность и т.д.»

Отправляя подростка в учреждение, призванное бороться с преступностью, общество вольно или невольно открывает ему криминальный мир, устраивает ему «первое свидание» с ним. Будучи вынужден адаптироваться к этой ситуации и сохранять самооценку, он переоценивает свой визит туда как «нормальный», и людей, которые являются постоянными клиентами правоохранительных органов, тоже начинает воспринимать как нормальных. Очевидно, что это может стать толчком, который в будущем может закончиться втягиванием его в эту среду и образ жизни.

В глазах общества он становится потенциальным правонарушителем, происходит стигматизация подростка, за ним закрепляется ярлык «хулигана», «будущего уголовника» и т.д. Следующий визит в данное учреждение для него будет уже «привычным», он начнёт срастаться со своей новой социальной ролью. Как ни парадоксально, борясь с преступностью такими методами, общество само создаёт будущих преступников.

- Ещё один существенный недостаток, присущий работе правоохранительной системы – процесс применения мер юридической ответственности. Целями юридических взысканий и наказаний являются, как вы, наверное, знаете из правовых дисциплин, восстановление социальной справедливости, компенсация нанесённого вреда, исправление виновного лица, а также предупреждение новых правонарушений.

Одна из целей юридической ответственности – воспитательная, заключается в исправлении правонарушителя. Однако, как мы знаем, в процессе исполнения наказания, индивид, напротив, втягивается в криминальную субкультуру и усваивает её представления о жизни, ценности и установки. В российской системе судопроизводства и исполнения наказаний давно сложился обвинительный уклон, карательная направленность подхода к выбору мер уголовно-правового воздействия, в том числе на несовершеннолетних. Пенитенциарные учреждения только наказывают человека, порой ставя его в нечеловеческие условия, но не способствуют его исправлению и перевоспитанию. Во многих учреждениях сохраняется отрядная система, процветает власть авторитетов, нарушаются права заключённых и, попав «на зону», человек зачастую оказывается беззащитен перед лицом уголовного мира и у него не остаётся иного выхода, как только ресоциализироваться в нём, чтобы выжить. Показателем того, что данная цель не может быть достигнута при таком подходе к исполнению наказаний является высокий процент рецидивной преступности. Выйдя из мест лишения свободы, человек часто вновь оказывается за решёткой.

Восполнить отмеченные недостатки функционирования правовой системы общество должно с привлечением возможностей других общественных институтов, в частности, культуры, образования, социальных служб. Прежде всего, учреждения образования и социальные работники способны обнаружить и реагировать на гораздо более лёгкие формы социальных отклонений, нежели правоохранительные органы. То, что не вызывает беспокойства у милиции должно обеспокоить данные институты общества и стать поводом для принятия своевременных мер, дабы предотвратить возможную антисоциальную эволюцию личности. Одним из условий для своевременного выявления отклоняющегося поведения является информатизация деятельности социальных служб, постоянный мониторинг социально-психологического состояния в различных учреждениях и организациях, территориальных сообществах.

Принятие мер на более ранних стадиях формирования социальных отклонений, по сути, есть мера социальной профилактики. У социальной работы, системы образования и воспитания, сферы культуры и искусства есть все возможности для эффективной профилактической работы. Работники этих областей обладают знаниями и навыками, необходимыми для работы с людьми разных возрастов и профессий, они способны установить доверительные отношения со своими подопечными, могут помочь им развиваться и приобретать позитивные социальные установки.

Здесь важны как специальные профилактические, воспитательные меры, так и меры общесоциальной профилактики – развитие сферы дополнительного образования и досуга, художественного творчества, физкультуры и спорта и т.д. В этом направлении существенную роль должны играть Комитеты по делам молодежи, обеспечивая поддержку молодежным инициативам, деятельности общественных молодежных организаций и объединений, а также поддерживая работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивая социальное сопровождение несовершеннолетних группы риска.

Деятельность социальных служб по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних должна координироваться с работой комиссий по делам несовершеннолетних. Задачами Центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров в этой связи являются реализация программ поддержки семьи и профилактики безнадзорности. В них должны создаваться банки данных о безнадзорных и беспризорных детях. Вклад в социальную профилактику правонарушений даёт и деятельность органов опеки и попечительства, работа по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, созданию учреждения государственной поддержки детства (детские дома, интернаты), определения детей в приемные семьи.

Важная роль принадлежит и службе занятости, в задачи которой входит разработка и реализация программ профессиональной подготовки и оказания помощи в трудоустройстве несовершеннолетним, особенно входящим в группы риска. Не должны устраняться от сотрудничества в этом направлении и учреждения образования, чьи задачи – обеспечение доступности образования, профилактическая и воспитательная работа, оказание помощи в получении образования несовершеннолетним из групп риска (самовольно оставившим школу, не имеющих основного общего образования), а также организация социально-педагогического мониторинга детей школьного возраста.

В области применения мер юридической ответственности, наложения взысканий, исполнения наказания социальная работа также может предложить альтернативный путь, который лишён столь явных недостатков, о которых речь шла выше. В демократических государствах наблюдается тенденция к смягчению наказаний, ставится задача гуманизации всей системы исполнения наказаний для обеспечения возвращения человека в общество. В этой связи институт социальной работы предоставляет возможности альтернативного воздействия на тех правонарушителей, которые впервые нарушили закон и не совершили серьёзных проступков.

В случае мелких правонарушений необходимо не связывать человека с правоохранительными органами, а через них с криминальной средой, а использовать потенциал социальных работников и социальных педагогов, чтобы попытаться помочь человеку сохранить просоциальные установки и образ жизни. В этих случаях меры юридического наказания должны уступить место социальной терапии в её разнообразных вариантах. Она может включать различные повинности в виде общественных работ, обязанности посетить цикл занятий, тренингов, направленных на формирование социальной ориентации сознания индивида и т.п.

Социальные службы должны стать своего рода промежуточным буфером между обычной жизнью и юридическим наказанием. Они могут предохранить его от попадания в криминальный мир, максимально оттянув или исключив возможность пересечения с ним. Социальная терапия, в отличие от юридического наказания действительно способна оказать позитивное воспитательное воздействие. Подобная практика распространена в некоторых зарубежных странах, где за небольшие провинности человека обязывают к участию в общественных работах. Несовершеннолетних, задержанных в состоянии алкогольного опьянения – кроме того обязывают прослушать курс лекций о вреде употребления алкоголя и т.д.

Социальным буфером, предохраняющим молодого человека от «криминализации» служит и институт ювенальной юстиции, который включает в себя деятельность социальных служб для несовершеннолетних – учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав; ювенальные суды и судопроизводство в отношении несовершеннолетних; механизмы взаимодействия суда и социальных служб. Как особая система уголовного судопроизводства ювенальная юстиция возникла в конце XIX в. В 1899 г. в городе Чикаго на основании «Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» штата Иллинойс был учрежден первый в мире суд по делам несовершеннолетних.[46]

В отсутствие такой системы уголовные дела несовершеннолетних фактически рассматриваются в общем порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным Кодексом РФ. Несовершеннолетний при этом приравнивается к взрослому в суде, что приводит не только к нарушению его основных прав, установленных в международно-правовых актах, но и обусловливает неэффективность самого судебного решения, характеризующегося отмеченной выше карательной направленностью. Успешное решение задач социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних требует коренного улучшения межведомственного взаимодействия субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних – судов, прокуратуры, отделов внутренних дел, отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, центров по временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, комиссий по делам несовершеннолетних, адвокатуры, общественных организаций, социальных служб. В задачи последних входит создание системы попечительского присмотра, которая должна стать приоритетной в работе с детьми-правонарушителями и детьми группы риска.

На стадии исполнения наказаний в нашей стране предусмотрено раздельное содержание взрослых заключённых и несовершеннолетних. Конечно, существуют воспитательные колонии для несовершеннолетних, но их статус отличается от пенитенциарных учреждений лишь формально. Взаимоотношения между воспитанниками, а также между ними и администрацией часто копируют ситуацию во взрослой «зоне», которая для подростков выступает непреложным авторитетом. По достижению совершеннолетия они практически автоматически переходят из воспитательной колонии в пенитенциарное учреждение УФСИН и становятся «обычными заключёнными».

Помощь социальных работников требуется человеку, приговоренному к лишению свободы и отбывающему наказание в пенитенциарных учреждении. Здесь необходима психологическая поддержка, содействие в социально-психологической адаптации к существованию в условиях закрытого карцерного учреждения, консультирование в отношении соблюдения прав заключённого, проведение работы социально-воспитательного, педагогического характера, подготовка человека к освобождению и возвращению к нормальной жизни на свободе. По освобождении бывшему заключённому также необходима социальная помощь в трудоустройстве, в ряде случаев обеспечении жильём, психологической адаптации. Помимо центров социально-психологической реабилитации, которые должны рассматривать данную категорию граждан как своих клиентов, в настоящее время создаётся сеть специализированных центров социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Итак, взаимодействие институтов социальной работы необычайно многогранно и очень важно в современном обществе. Правовое обеспечение социальной работы дополняется участием социальных служб в социальной профилактике правонарушений, реализации процесса исполнения наказания, содействию социальной и психологической адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Главное, что должны обеспечить социальные службы во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами – это адекватность мер воздействия, индивидуальный подход к каждому человеку, совершившему правонарушение, или относящегося к группе риска. Это предполагает наличие на каждом этапе определённого специалиста, чей профиль и подготовка соответствуют стоящим задачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: