Краткие сведения о профилактике преступности несовершеннолетних

Во всем мире ужесточение борьбы с преступностью несовершеннолетних часто приводило к обратному результату: усиление жестокости мер воздействия приводило к увеличению числа преступлений и ростом их общественной опасности.

Предупреждение девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних, т. е. поведения, нарушающего общепринятые в обществе нормы и правила (правонарушения, алкоголизм, наркомания и др.) является серьезной задачей. Понятно, что беспризорность как разновидность социального отклонения от принятых норм также подпадает под определение такого поведения.

Предупреждение преступности несовершеннолетних необходимо рассматривать с позиций двух наук: педагогики – науки о воспитании и криминологии – науки о преступлении.

В настоящем параграфе проблема профилактики преступности несовершеннолетних будет рассматриваться нами как защита несовершеннолетних от причинения им вреда преступностью. Необходимо бороться не «с» детьми, совершившими преступление, а «за» детей, вовлеченных в сферу преступности. Главное – общество должно прийти к пониманию того, что только обеспечение нормальных условий развития и воспитания детей является важнейшим направлением защиты несовершеннолетних от воздействия на них преступности.

К числу мер воздействия на преступность несовершеннолетних, на наш взгляд, можно отнести:

1. Внесение поправок в социальную политику государства с целью усиления в ней семейной составляющей, т. е. политика по защите интересов семьи, материнства и детства.

2. Развитие органов, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[69]. Основное направление такого развития – подбор и подготовка кадров для указанной системы (особенно социальных педагогов, превентивных психологов), достойное финансирование, совершенствование методического обеспечения деятельности.

3. Содействие государства общественным организациям и частным лицам, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Координация их усилий с деятельностью государственной системы профилактики.

4. Развитие досуговых учреждений: домов культуры, всевозможных кружков, спортивных секций. Последнее особенно важно с учетом нынешнего состояния здоровья подрастающего поколения.

5. Улучшение подготовки в вузах как работников образовательных учреждений (школ, ПТУ и т. п.), так и работников служб, входящих в систему профилактики. Особое внимание при этом необходимо уделять подготовке в области криминологии, криминологической педагогики, социологии, психологии, педагогике, медицине. Обучать их навыкам воспитательной работы как с подростками, так и с их родителями, исправлению недостатков негативного семейного воспитания, профилактики правонарушающего поведения.

6. Организация правового воспитания несовершеннолетних.

7. Возобновление в учебных учреждениях и по месту жительства подростков военно‑патриотического воспитания.

8. Создание, в рамках проведения судебной реформы, ювенальной юстиции, рассматривающей дела по защите прав детей, преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Использовать при этом работников, обладающих специальными познаниями.

9. При назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления, по возможности использовать наказания, не связанные с лишением свободы. Мировой опыт привел к выводу, что цели наказания зачастую не достигаются в местах лишения свободы. Вместе с тем, необходимо принимать меры, способные удержать подростка от повторного совершения преступлений.

10. Улучшение медицинского обслуживания беременных женщин и детей. Особое внимание необходимо уделять профилактике заболеваний (физических и психических).

11. Профилактика пьянства, наркомании и токсикомании". Особое внимание необходимо уделять профилактике вовлечения взрослыми несовершеннолетних в употребление и распространение наркотических и психотропных веществ. Виновных привлекать, в зависимости от состава преступления, к ответственности: за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ); за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, достигшим 18‑летнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «в» ч. 2 ст. 228[70]УК РФ), за аналогичные действия в отношении лица, заведомо не достигшего 14‑летнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 2281 УК РФ); за склонение к употреблению наркотических средств и психотропных веществ (ст. 230 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ).

12. Усиление правовой (уголовной) ответственности взрослых за: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, путем обещаний, обмана, угроз или иным способом (ст. 150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в бродяжничество или попрошайничество (ст. 151 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или принуждение к занятию проституцией (ч. 3 ст. 240 УК РФ); организацию занятия проституцией, а равно за содержание притонов или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией с использованием заведомо несовершеннолетних (п. «в» ч. 2 ст. 241 УК РФ), аналогичные деяния в отношении лица, заведомо не достигшего 14‑летнего возраста (ч. 3 ст. 241 УК РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).

Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

Решающее влияние на формирование личности преступника оказывает его непосредственное социальное окружение, т. е. микросреда. Основными элементами которой являются: семья, учебный и (или) трудовой коллективы, неформальные малые группы.

Период несовершеннолетия исключительно важен для развития личности. Человек формируется физически и духовно, происходит становление его характера, закладывается фундамент мировоззрения, устанавливаются взгляды, убеждения, привычки и наклонности. В этот период он находится под большим, чем во взрослом возрасте, воздействием микросреды. К тому же в детстве и юности социальная среда чаще всего ограничивается пределами непосредственного бытового окружения, т. е. микросреды.

Из всех элементов микросреды семейное неблагополучие является наиболее криминогенным для подростков.

Объектами профилактического воздействия в семье должны быть:

• недостаток материальных средств для надлежащего воспитания детей в семье;

• ненадлежащие духовная, нравственная атмосфера в семье и соответствующие ей отношения лиц, ее составляющих; эмоциональное, скрытое или явное, отвергание родителями ребенка;

• совершение родителями преступлений, мелких правонарушений и аморальных поступков;

• конфликты в семье, прежде всего те, которые принимают форму насилия.

Неблагополучной (криминогенной) семьей можно назвать такую, в которой не обеспечивается надлежащее нравственное формирование личности детей и подростков, в силу чего она усваивают отрицательные образцы поведения, негативные ценностные ориентации, в дальнейшем реализуя их в собственном преступном поведении.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье, по существующему мнению, должна осуществляться в следующей последовательности:

• выявление неблагополучных семей;

• диагностика семейного неблагополучия;

• осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

• принятие административных и уголовно‑правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Государство должно проявлять заботу о семье, оказывая ей всемерную поддержку. Из вышесказанного следует, что поддержка семье может оказываться в следующих формах:

1. Меры по сохранению семьи, воспрепятствование ее развалу. Это может выражаться в: а) материальной поддержке молодых семей, обеспечение жильем; б) воспитание нравственности молодежи, формирование высоких моральных норм.

2. Педагогическая помощь родителям.

3. Контроль за неблагополучными семьями. Принятие мер воздействия на родителей, вплоть до лишения родительских прав.

4. Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания – школа, спортивные секции, общественные и государственные воспитатели, приемные семьи, детские дома семейного типа и т. п.

Для успешной реализации всего вышесказанного Правительством Российской Федерации принята подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: