Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств.

Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета будут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан и социальную защиту населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 36 ЖК).

Органы местного самоуправления должны отвечать за содержание и использование муниципального жилищного фонда, функционирование и развитие муниципальных объектов коммунального хозяйства, создавать условия для жилищного строительства.

Средства местных бюджетов в первую очередь должны будут направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.

Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей и неэффективного управления жилищно‑коммунальным хозяйством.

Кризисное состояние жилищно‑коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно‑коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.

Медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.

Необходимо также решить проблему снижения объемов жилищного строительства и несоответствия стоимость жилья платежеспособному спросу населения.

Не решена задача, поставленная в федеральной целевой программе «Свой дом», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 753: снизить за счет использования более эффективных строительных технологий и материалов стоимость 1 кв. м общей площади жилья, которая не должна превышать 2‑месячного среднего денежного дохода на душу населения. Сегодня в среднем по России стоимость 1 кв. м жилья на первичном рынке в 2–3 раза выше установленного показателя.

Возможности рационального перераспределения жилищного фонда и объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения.

Остро стоит проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Законодательством Российской Федерации (ст. 36 ЖК) определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство.

Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т. п.) государством принимаются обязательства по содействию в улучшении жилищных условий иным категориям граждан.

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход реализован в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно‑целевого метода для решения указанных проблем.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:

• жилищно‑коммунальное хозяйство;

• обеспечение доступности жилья;

• жилищное строительство;

• текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: