Цель. Выявление уровня словесно-логического мышления, социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.
1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь - 0 баллов, неправильный ответ -5 баллов.
2. Утром мы завтракаем, а днем...?
Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы - 3 балла.
3. Днем светло, а ночью...?
Темно - 0 баллов, неправильный ответ - 4 балла.
4. Небо голубое, а трава...?
Зеленая - 0 баллов, неправильный ответ - 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки... - это что?
Фрукты - 1 балл, неправильный ответ - 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) - 0 баллов, неправильный ответ - 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города - 1 балл, станции - 0 баллов. Неправильный ответ - 1 балл.
8. Который час показывают часы (показатель на часах)?
Хорошо показано - 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно - 3 балла. Не знает часов - 0 баллов.
|
|
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка- это...?
Щенок, ягненок - 4 балла, только один ответ из двух - 0 баллов. Неправильный ответ - 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем похожа, что в них общего, одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть хвост, когти (достаточно одного подобия) - 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) - 1 балл. На курицу - 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться после окончания езды) - 1 балл. 1 причина - 0 баллов, неправильный ответ (например, он не ехал быбез тормозов) - 1 балл
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака - 3 балла (один из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди) 1 подобие - 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) - 3 балла. Одно подобие - 2 балла. Неправильный ответ - 0 баллов
14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка, резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки - 3 балла. Винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка - 2 балла. Неправильный ответ – 0 баллов
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... - это?
Спорт, физкультура - 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания - 2 балла неправильный ответ - 0 баллов.
|
|
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль - 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться - 2 балла неправильный ответ - 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) - 4 балла, 1 или 2 различия - 2балла, неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) - 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
2 причины (чтобы быть здоровыми, закаченными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы не были толстыми и т.д.) - 4 балла, 1 причина - 2балла, неправильный ответ - 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда люди уклоняются от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить - 2 балла Неправильный ответ - 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма - 5 баллов. Тот другой, должен был бы уплатить штраф - 2 балла. Неправильный ответ - 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа - плюс 24 и более
2 группа - плюс 14 до 23
3 группа - от 0 до 13
4 группа - от минус 1 до минус 10
5 группа - менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13 считаются готовыми к школьному обучению.