Зависимость уровня спроса от дохода

Тема 4: Классический подход к определению потребностей и поведения потребителей

Спрос как объект маркетинга.

Модель покупательского поведения.

Факторы, влияющие на поведение покупателей массового назначения.

Процесс покупки товаров массового назначення.

Фактори, влияющие на поведение покупателей товаров промышленного назначения.

Процесс покупки в промышленной сфере.

1. СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА.

Спрос – это потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами.
Покупателю нужен не товар как таковой, а возможность наилучшим способом удовлетворить свою потребность.

Закономерности формирования потребностей

1. Зависимость потребностей от возраста потребителя.

2. Зависимость потребности от уровня доходов.

3. Зависимость потребности от получаемой полезности.

Например, потребность в первом глотке воды в жаркую погоду несравнимо больше, чем в десятом

4. Закон возвышения потребностей: каждая следующая потребность удовлетворяется на более высоком уровне (исключение составляют потребители-консерваторы, но их на целевом рынке, как правило, не более 5 %)

Закон взаимного страхования поколений

Спрос - закономерное экономическое явление и поэтому может быть изучен.

Среди основных закономерностей спроса, которые используются в маркетинге для воздействия на него, следует отметить следующие:

Зависимость уровня и структуры спроса от цен (закон спроса, эластичность)

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждом уровне цены: при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Эластичность спроса по цене характеризуетсоотношение относительных (отнесенных к средним значениям) изменений спроса и цены на товар.

При |Э| > 1 – спрос эластичен.

При |Э| < 1 – спрос не эластичен.

При |Э| = 1 – единичная эластичность.

Рост спроса при увеличении цен может наблюдаться при продаже товара, цена на который воспринимается как основной показатель качества, а также в случае незаменимости продукта и при инфляционных ожиданиях с целью снизить будущие расходы на относительно дорогие товары.

Известны и другие зависимости:

Парадокс Вебелена (эффект богатства) — рост спроса на предметы роскоши (прежде всего, на ювелирные изделия) при повышении цен на них.

Парадокс Джиффена (эффект бедности) — рост спроса на товары первой необходимости при повышении цен на них.

Зависимость уровня спроса от дохода

В целом, спрос на большинство массовых товаров растет по мере увеличения дохода, но для некоторых товаров наблюдается обратная зависимость: так ведет себя спрос на малоценные в питательном отношении и низкокачественные товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow