В одном из стихотворений М. Цветаевой метафора радости представлена в сравнительной модели: «Радость – что сахар…». Ученикам предлагается продолжить текст, раскрывая возможные ассоциативно-смысловые связи слов радость и сахар. Ученическая саморефлексия – это способ осмысления природы радости с опорой на зрительные и вкусовые (сенсорные) метафоры. Благодаря реакции на авторский метафорический образ, у учащегося рождается собственный художественный замысел:
«Радость что сахар…» Сахар на цвет белый, белый же у меня ассоциируется с прилагательными «чистый» и «светлый». А это зрительные метафоры Радости, чувства, переживая которое ты как бы вся светишься, сияешь, излучаешь добро.
«Радость что сахар…» Сахар на вкус сладкий, но ведь Радость – это сладкое чувство. Живительное тепло Радости приятно и сладостно разливается по всему твоему телу.
«Радость что сахар…» Сахар быстро тает, исчезает. Радость тоже не бывает вечной: она подлетела к тебе, дала немного напиться из Чаши бытия и … растаяла, оставив на губах сладковатый привкус.
|
|
«Радость что сахар…» Когда сахара много, то становится приторно, неприятно. Когда Радости много, жизнь превращается в вечный праздник. Кто захочет добровольно, подобно ветхозаветному Адаму, уйти с праздника жизни в мир одиночества и тоски?! (Дарья Ш. 7 класс).
Сопоставление собственной интерпретации метафорического образа с авторской позволяет увидеть, как одна и та же метафора может по-разному интерпретировать чувство, актуализируя те или иные его признаки в зависимости от авторского замысла:
Радость – что сахар,
Нету – и охаешь,
А завелся как -
Через часочек:
Сладко, да тошно!
Горе ты горе, – соленое море!
Ты и накормишь,
Ты и напоишь,
Ты и закружишь,
Ты и отслужишь!