Создание текста на основе ассоциативно-смыслового развёртывания заданного художественного образа

В одном из стихотворений М. Цветаевой метафора радости представлена в сравнительной модели: «Радость – что сахар…». Ученикам предлагается продолжить текст, раскрывая возможные ассоциативно-смысловые связи слов радость и сахар. Ученическая саморефлексия – это способ осмысления природы радости с опорой на зрительные и вкусовые (сенсорные) метафоры. Благодаря реакции на авторский метафорический образ, у учащегося рождается собственный художественный замысел:

«Радость что сахар…» Сахар на цвет белый, белый же у меня ассоциируется с прилагательными «чистый» и «светлый». А это зрительные метафоры Радости, чувства, переживая которое ты как бы вся светишься, сияешь, излучаешь добро.

«Радость что сахар…» Сахар на вкус сладкий, но ведь Радость – это сладкое чувство. Живительное тепло Радости приятно и сладостно разливается по всему твоему телу.

«Радость что сахар…» Сахар быстро тает, исчезает. Радость тоже не бывает вечной: она подлетела к тебе, дала немного напиться из Чаши бытия и … растаяла, оставив на губах сладковатый привкус.

«Радость что сахар…» Когда сахара много, то становится приторно, неприятно. Когда Радости много, жизнь превращается в вечный праздник. Кто захочет добровольно, подобно ветхозаветному Адаму, уйти с праздника жизни в мир одиночества и тоски?! (Дарья Ш. 7 класс).

Сопоставление собственной интерпретации метафорического образа с авторской позволяет увидеть, как одна и та же метафора может по-разному интерпретировать чувство, актуализируя те или иные его признаки в зависимости от авторского замысла:

Радость – что сахар,

Нету – и охаешь,

А завелся как -

Через часочек:

Сладко, да тошно!

Горе ты горе, – соленое море!

Ты и накормишь,

Ты и напоишь,

Ты и закружишь,

Ты и отслужишь!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: