Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Основные характеристики педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость.
Методология педагогической науки. Структура педагогической науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы.
Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность развития). Обновление языка педагогики как отражение процессов развития педагогической науки и практики.
Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Значение определений понятий для развития науки и практики. Виды педагогических знаний: методологические, теоретические, эмпирические, методические знания. Методы педагогических исследований.
|
|
Тема 2. Целостный педагогический процесс.
Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, методы и средства, формы организации, результаты педагогического процесса.
Воспитание, обучение и развитие личности в педагогическом процессе. Компетентностный подход к организации педагогического процесса. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса.
Тема 3. Конструирование содержания образования.
Различные подходы к проектированию и конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Многообразие и особенности образовательных программ.
Основные понятия: методология,методологическая компетентность; методология педагогики; концепция в педагогике; образование; образованность; системный подход в педагогике; методы исследования в педагогике; объект и предмет педагогики; педагогическая парадигма; педагогическая система; педагогический процесс; компоненты педагогического процесса;