Товароведение как наука о товаре

Трубенева Т.Г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург



ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА О ТОВАРЕ.. 5

1.1. Продукция, товар. 5

1.2. Принципы товароведения. 6

1.3. Идентификация и фальсификация товаров. 6

1.4. Методы товароведения: понятие, классификация. 6

1.5. Кодирование: понятие, структура. 11

1.6. Классификаторы.. 13

2. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ.. 14

2.1. Группы ассортимента. 14

2.2. Подгруппы ассортимента. 14

2.3. Виды ассортимента. 14

2.4. Разновидности ассортимента. 15

2.5. Свойства и показатели ассортимента. 15

2.6. Управление ассортиментом.. 15

3. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА.. 17

3.1. Основные понятия. 17

3.2. Свойства качества. 17

3.3. Показатели качества. 17

3.4. Классификация показателей качества и их значений. 18

4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА.. 21

4.1. Показатели назначения. 21

4.2. Характеристика показателей надёжности. 22

4.3. Характеристика эргономических показателей. 22

4.4. Характеристика эстетических показателей. 23

4.5. Характеристика экологических показателей. 23

4.6. Характеристика показателей безопасности. 23

5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА.. 26

5.1. Понятие и этапы оценки качества. 26

5.2. Градация качества. 26

5.3. Несоответствия и дефекты товаров. 26

5.4. Несоответствия и предупреждающее действие. 27

6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ.. 29

6.1. Понятие и этапы оценки качества. 29

6.2. Контроль качества и количества товарных партий. 29

6.3. Индентификация и прослеживаемость товаров. 30

7. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО. ХРАНЕНИЕ.. 31

7.1. Технологический цикл товаров. 31

7.2. Упаковка. 31

7.3. Транспортирование. 32

7.4. Хранение. 32

7.5. Правила товарного соседства. 35

7.6. Методы хранения. 35

7.7. Сроки сохраняемости и службы товаров. 38

8. ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ.. 39

8.1. Виды потерь. 39

8.2. Естественная убыль. 39

8.3. Предреализационные потери или отходы.. 40

8.4. Ненормируемые товарные потери. 40

8.5. Порядок списания естественной убыли. 41

9. СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 42

9.1. Виды и формы товарной информации. 42

9.2. Требования к товарной информации. 42

9.3. Средства товарной информации. 43

9.4. Информационные знаки. 44

9.5. Технические документы.. 46

ЛИТЕРАТУРА.. 48


ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА О ТОВАРЕ

1.1. Продукция, товар

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей

Особенности продукции:

· должна быть произведена;

· должна удовлетворять чьи-то потребности.

Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

«Товароведение – наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения». (Коммерческий справочник)

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров» (Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, г. Лейпциг)

«Есть наука со скучным названием – товароведение. Книгу по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизниведении» (К. Паустовский)

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения является потребительская стоимость товаров, т.е. способность товара удовлетворять потребности.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара.

Задачи:

· чёткое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительскую стоимость;

· установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;

· систематизация множества товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования;

· изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики организации;

· управление ассортиментом организации;

· определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товара;

· оценка качества товара, в том числе отечественных и импортных;

· выявление градаций качества и дефектов товара, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

· определение количественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий;

· определение качества и количества товара на разных этапах их технологического цикла путём учёта формирующих и регулирующих сохраняющих факторов;

· установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению

· информационное обеспечение всех участников товародвижения от изготовителя до потребителя

· товароведная характеристика конкретных товаров.

1.2. Принципы товароведения

1. Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесением товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

2. Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товара.

3. Совместимость – определяется пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьёзные нарушения обмена веществ.

4. Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Например, взаимозаменяемость кефира и простокваши.

5. Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимозаменяемых товаров, услуг, процессов

1.3. Идентификация и фальсификация товаров

Идентификация – это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявленным к нему требованиям.

Фальсификация –действия, направленные на обман получателя или потребителя путём подделки объекта купли-продажи с корыстной целью

1.4. Методы товароведения: понятие, классификация

Метод – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или приём действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

Методы товароведения делятся на теоретические, эмпирические и практические.

1. Теоретические – методы, основанные на мыслительных действиях или операциях в целях познания или исследования действительности:

· анализ;

· сравнение;

· сравнительный анализ;

· диагностика;

· синтез;

· прогнозирование;

· программирование;

· планирование;

· обобщение;

· абстрагирование;

· конкретизация;

· идеализация;

· моделирование и систематизация.

2. Эмпирические – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов.Этометоды познания, основанные на опыте и наблюдениях

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на измерительные (физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические.

Измерительный метод – метод определения значения показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений. Измерительные методы имеют преимущество в том, что они дают точные результаты, но дорогие, требуют специального лабораторного оборудования, проводятся длительно.

Органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. С помощью этих методов определяют внешний вид товара, цвет, форму, консистенцию, вкус, запах и т. д. Эти методы не всегда дают точные результаты, но они не требуют специального оборудования и оценка качества проводится быстро.

3. Практические – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы – это методы, используемые или учитываемые товароведами в профессиональной деятельности для обеспечения рационального товародвижения. К ним относятся:

· методы оценки качества;

· технологические методы;

· методы упаковывания;

· методы маркировки;

· методы транспортирования;

· хранения;

· методы товарной обработки.

Систематизация – это метод, основанный на построении единой системы характеристик объекта и связанных с ними процессов. Метод систематизации положен в основу методов классификации и кодирования. Основополагающие методы систематизации – идентификации, классификация, обобщение (группировка) и кодирование.

Идентификаци я – метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим.

Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Классификация находит широкое применение в товароведении, т.к. огромное количество объектов – товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения – требует подразделения множества и подмножества по определённым признакам. Классификация ассортимента, свойств и показателей качества является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара.

Оценка качества – методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определённым требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: