Преимущества и недостатки методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громозкость, высокие затраты, иногда необоснованные
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов Невозможность выделения общности и различий между объектами и разных в разных классификационных группировках

1.6. Классификаторы

Классификатор – нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.

Классификаторы подразделяются в зависимости от областей применения и назначения. ОКП – общероссийский классификатор продукции, ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. ОКПО – Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОКС – общероссийский классификатор стандартов. ОКУН – Общероссийский классификатор услуг населения. ОКПДТР – Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Вопросы для закрепления

1. Дайте определение термина «товароведение».

2. Укажите пять задач товароведения.

3. Назовите методы товароведения.

4. В чем заключаются теоретические методы?

5. Дайте определение понятия «идентификация».

6. Какие виды классификации вам запомнились?

7. Что такое классификаторы?


2. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

Ассортимент – это набор товаров, объединённых по какому-либо или совокупности признаков. Термин произошёл от французского слова «assortiment» – подбор различных видов и сортов. Ассортимент делится на группы, подгруппы, виды, разновидности.

2.1. Группы ассортимента

Группы ассортимента отличаются по местонахождению.

· промышленный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием;

· торговый ассортимент – ассортимент, представленный в торговле.

2.2. Подгруппы ассортимента

Ассортимент по широте охвата товара:

· простой – представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей (представлен такими видами, которые классифицируются более чем по трём признакам);

· сложный – значительное количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности (классифицируются более, чем по трём признакам, например в оптовых базах, универсамах);

· развёрнутый (внутригрупповой) – ассортимент товаров, представленный их разновидностями. Он включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе и однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (в специализированных магазинах);

· групповой (укрупнённый) – ассортимент товаров, объединённый по общим признакам в определённой совокупности товаров. Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров (одежда, молочные товары);

· сопутствующий – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основному для данной организации;

· смешанный – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (гипермаркеты – торгуют и продовольственными и непродовольственными товарами).

Ассортимент по глубине:

· видовой – набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности (например, ассортимент молока);

· марочный – набор товаров одного вида, но разных торговых марок (машины, молоко, майонез).

2.3. Виды ассортимента

Виды ассотримента отличаются по степени удовлетворения потребностей:

· рациональный – набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворения потребителей и достижение цели организации;

· оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).

2.4. Разновидности ассортимента

Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

· реальный – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

· прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

2.5. Свойства и показатели ассортимента

Существуют показатели ассортимента: показатель широты, глубина, новизны, устойчивости

Расчёт показателя широты производится по формулам:

Кш = (Шф/Шб) * 100,

где Кш – коэффициент широты, %;

Шф – фактическая широта наименований товаров разнородных и однородных групп;

Шб – базовая широта.

Расчёт показателя полноты производится по формуле:

Кп = (Пф/Пб) * 100,

где Кп – коэффициент полноты, %;

Пф – фактическое количество товаров однородной подгруппы;

Пб – базовая полнота, определяется аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп.

Коэффициент устойчивости (%)

Ку = (Уф/Шб)*100

где Ку – коэффициент устойчивости, %;

Уф – количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом.

2.6. Управление ассортиментом

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основным элементом управления является формирование ассортимента.

Формирование ассортимента – это деятельность по составлению набора товаров, позволяющие удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определённых руководством организации. Формирование ассортимент не может быть абстрагировано от конкретной организации.

Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Задачи:

· установление реальных и предполагаемых потребностей в определённых товарах;

· определение основных показателей ассортимента и анализ его рациональности;

· выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;

· оценка материальных возможностей организации выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

· определение основных направлений формирования ассортимента.

Предварительно предприятию необходимо выбрать направления в области формирования ассортимента, это могут быть: сокращение или расширение ассортимента, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Для этого надо знать факторы, влияющие на формирование ассортимента.

Это могут быть общие факторы: спрос и рентабельность предприятия. К специфическим показателям относятся: сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, производственные возможности изготовителей, специализация магазина, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации. Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определённых требований, предъявленных к рациональному ассортименту.

Вопросы для закрепления

1. Что такое ассортимент?

2. Назовите группы ассортимента.

3. Охарактеризуйте подгруппы ассортимента.

4. Чем простой ассортимент отличается от сложного?

5. Что такое марочный ассортимент?

6. Назовите показатели ассортимента.

7. Что такое управление ассортиментом?

8. Почему в торговле надо управлять ассортиментом?


3. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

3.1. Основные понятия

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество является одной из основополагающих характеристик товаров, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Обычно потребности выражаются через определённые характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.

Требования к качеству – выражение определённых потребностей или перевод их в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность реализации и проверки.

Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителям или потреблении (эксплуатации) требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.

В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.

3.2. Свойства качества

Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при её создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.

Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотностью, жирностью молока и др.

Сложное свойство– комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности.

Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств – энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценности, а также усвояемость и безопасность.

3.3. Показатели качества

Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Каждый показатель имеет наименование и значение.

Наименование показателя служит качественной характеристикой товара.

Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности). Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия определённым требованиям или для констатации результатов измерений.

Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные и комплексные) или от назначения (базовые и определяющие).


3.4. Классификация показателей качества и их значений

Показатели качества делятся на:

· единичные;

· интегральные;

· комплексные;

· базовые;

· определяющие.

Значения показателей могут быть:

· оптимальные;

· предельные;

· действительные;

· относительные;

· регламентированные.

Относительные:

· уровень качества;

· технический уровень качества.

Предельные:

· минимальные;

· максимальные;

· диапазонные;

· допустимые отклонения.

Единичные показатели – показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, цвет, форма, целостность и др.

Комплексные показатели – показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба – комплексный показатель, характеризуемый через единичные: цвет, пористость, эластичность и др.

Интегральные показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Используют при расчёте конкурентоспособности товаров.

Базовые показатели – показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определённого сорта.

Определяющие показатели – показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели – внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов; физико-химические показатели – массовая доля жира (в жиросодержащих продуктах коровье молоко, маргарин и др.), этилового спирта (в алкогольных напитках) и т.д.

Всем перечисленным показателям присущи определённые значения, которые делятся на следующие виды: оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.

Оптимальное значение показателя – значение позволяющее достигнуть наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обуславливает данный показатель. Так, оптимальное значение показателя «внешний вид плодов и овощей» характеризуется типичными или свойственными природному сорту формой, окраской, чистотой и сухой поверхностью без повреждений. Такое значение показателя свидетельствует о способности этих товаров наиболее полно удовлетворять потребности: физиологические – по функциональному назначению, эстетические и безопасности благодаря отсутствию микробиологической порчи и микотоксинов.

Довольно часто оптимальное значение применяется в качестве нормы, устанавливаемой стандартами и ТУ. Тогда это значение приобретает статус регламентированного. Оптимальное значение показателя наиболее желательно, но на практике не всегда достижимо. Поэтому при оценке качества определяется действительное значение показателя качества.

Действительное значение показателя – значение, определяемое однократным или многократным измерением его. Например, при оценке качества образцов масла в одном процент жирности 80,5%, во втором – 82,5%. Полученные результаты являются действительными значениями показателей качества.

Регламентированное значение показателя качества – значение установленное действующими нормативными документами. Содержание жира в сливочном масле должно быть не менее 82%. Указанное значение является регламентированным и одновременно предельным.

Предельное значение – значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующим НД. Предельное значение показателей качества может быть или минимальным, или максимальным, или диапазонным – не менее и не более.

Минимальное предельное значение показателей применяется в тех случаях, когда показатель способствует улучшению качества. Например, если процент жира в масле будет выше 82,5%, то это только улучшит качество масло.

Если действительное значение показателя ниже минимально предельного, но не связано с потерей безопасности продукции, то выявленное несоответствие может стать основанием не только для снижения сорта, но и для уценки его. Так, если содержание спирта в водке ниже 40%, то этот товар можно реализовать, но с уценкой и перемаркировкой всей товарной партии.

Максимальное предельное значение используется для показателей ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены. Возникающее при этом несоответствие может привести к значительным или критическим дефектам, которые не позволяют использовать товар по назначению или приводят к потере безопасности. В этом случае товар переходит в градацию непригодного для использования по назначению, опасного для потребления и подлежит переработке или уничтожению. Значение всех показателей безопасности устанавливаются как максимально предельные, и в случае превышения их товар нельзя использовать по назначению.

Вместе с тем есть ряд показателей, которые хотя и снижают качество, но при их значении большем, чем предельное товар не опасен для потребления. К таким показателям относится массовая доля влаги во многих продуктах питания. При повышенном содержании воды снижается пищевая ценность. Вода не влияет непосредственно на безопасность, но при повышенном содержании её некоторые товары становятся потенциально опасными, так как очень высокая вероятность микробиологической порчи.

Диапазонные предельные значения устанавливаются в тех случаях, когда и повышение и уменьшение регламентированных пределов вызывают ухудшение качества. Например, размер моркови от 2,5 до 6 см.

К предельным значениям относятся и допустимые отклонения – значение показателей качества, устанавливающие нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального значения того же показателя.

Допустимые отклонения применяются для многих товаров. Это вызвано тем, что при существующем уровне развития техники и технологии чрезвычайно трудно и с экономической точки зрения невыгодно выпускать продукцию только с оптимально высокими значениями показателей качества. Многие из допускаемых отклонений в установленных пределах существенно не влияют на качество товаров. Изменение качества наблюдается лишь при превышении этих допусков. К таким товарам относятся свежие, сушёные плоды и овощи, крупы, консервы и др. так, в свежих овощах допускаемые отклонения устанавливаются по ряду повреждений: механических, сельскохозяйственными вредителями, физиологических и микробиологических. В ряде случаев допускаемые отклонения обозначаются как допуски или примеси других или аналогичных объектов. Пониженного качества или ухудшающих их. Например, в яблоках высшего сорта допускается наличие 10% яблок 1-го сорта.

Относительное значение показателя – значение, определяемое как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению того же показателя. Например, действительное значение показателя содержание жира в масле 83%, а базовое – 82,5%, тогда относительное значение показателя равно 83/82,5 = 1,06

Уровень качества товаров – относительная характеристика, определяемая путём сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей. При оценке качества как базовые могут быть использованы показатели эталонов – образцов, которые могут отражать требования к качеству лучших мировых или отечественных изделий, а также требования (запросы) потребителей. Выбор показателей зависит от целей оценки качества.

Технический уровень качества – относительная сравнительная характеристика технического товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей качества, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. Технический уровень качества применяется обычно для характеристики сложно-технических товаров.

Вопросы для закрепления

1. Что такое качество?

2. Дайте определение понятия «требования к качеству».

3. Какие вы знаете показатели качества?

4. Что такое базовый показатель качества?

5. Чем комплексный показатель качества отличается от единичного?

6. Какие могут быть допустимые отклонения?

7. Приведите пример минимально допустимого отклонения.

8. Что такое уровень качества?


4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА

Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.

По сути эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров. Свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей:

Группы потребительских свойств:

1. Назначение:

· функциональное;

· социальное;

· классификационное.

2. Надежность:

· долговечность;

· безотказность;

· ремонтопригодность;

· сохраняемость.

3. Эргономические показатели:

· антропометрические;

· психологические;

· психофизиологические.

4. Эстетические.

5. Экологические.

6. Показатели безопасности:

· химической;

· механической;

· радиационной;

· электрической;

· магнитной;

· электромагнитной;

· противопожарной.

4.1. Показатели назначения

Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. Например, назначение одеждыв том, чтобы защищать организм.

Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции. Так для продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценности. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья.

Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Нередко эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремом и т.п.) или звук (для аудиотехники).

Классификационное назначение – способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Так, по содержанию жира классифицируют молоко – 1,5; 2,5; 3,2; 6-процентной жирности.

4.2. Характеристика показателей надёжности

Надёжность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговорённых сроков. Надёжность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров зависимости от критерия надёжности различают следующие подгруппы: долговечности, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта. Показателями долговечности может служить срок эксплуатации изделий, ресурс и др. Срок эксплуатации – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции. Ресурс – предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах (например, количество включений и выключений у выключателей).

Безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Этот показатель часто применяется для сложно технических товаров (бытовой техники), оборудования.

Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное значение, после устранения выявленных дефектов. Сложнотехнические товары по этому свойству подразделяются на ремонтопригодные и ремонтонепригодные. Ремонтопригодные товары после возникновения дефекта и его устранения могут быть использованы по назначению (телевизор, швейная машина); ремонтонепригодные товары не подлежат ремонту из-за определённых конструктивных особенностей (электрические лампочки, батарейки).

Сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определённого срока, если же потери происходят, то они должны быть экономически оправданы. Особенно важно это свойство для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска продукции и продолжается до утилизации товара.

4.3. Характеристика эргономических показателей.

Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя. Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда либо эксплуатации либо потребления. Эргономические свойства удовлетворяют физиологические или психологические потребности в соответствии с определёнными характеристиками потребителя.

Антропометрические свойства – при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при употреблении товаров. Показателями антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропометрические характеристики руки человека и обеспечивают удобство и рациональность использования.

Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров и строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы.

Психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим потребностям человека. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то – с помощью сладких изделий (шоколад, конфеты и т.п.). С точки зрения физиологии человека это вполне объяснимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вкуса и запаха.

4.4. Характеристика эстетических показателей

Эстетические свойства – способность выражать в чувственно – воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические свойства вещей изучает эстетика – наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. Оценку эстетических свойств выпускаемой продукции проводят экспертные комиссии. В торговле оценку эстетических свойств товаров должны осуществлять товароведы, которые должны уметь отличать стили, направления моды, распознавать модные товары.

4.5. Характеристика экологических показателей

Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации или потреблении.

Всё большее загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возникает степень значимости экологических свойств. Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных газах; для тканей и одежды это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала) – надёжность транспортных средств или упаковки, которые должны предохранять от распыла. Для многих пищевых продуктов экологические свойства могут быть выражены через возможность утилизации отходов, упаковки или товаров, опасных для пищевых целей.

4.6. Характеристика показателей безопасности

Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическая безопасность; пожарная безопасность; термическая безопасность; химическая безопасность; электрическая безопасность; ядерная и радиационная безопасность

Химическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесён токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей. Вещества, влияющие на безопасность товаров (смотрите схему), учитываются при сертификации всех пищевых продуктов, при подтверждении соответствия их показателям безопасности.

Радиационная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесён жизни, здоровью и имуществу потребителей радиоактивными элементами или ионизирующими излучением этих элементов. В качестве показателей радиоактивной безопасности пищевых продуктов устанавливаются ПДК (предельно допустимая концентрация) радиоактивных изотопов кобальта, цезия и стронция, а также радионуклидов.

Механическая безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесён вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т.п.). Показатель механической безопасности устанавливается в основном для непродовольственных товаров: одежды, обуви (коэффициент толщины швов – для чулочно-носочных изделий, величина деформации подноска и задника для обуви).

Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесён вследствие электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров. К бытовым приборам, создающим наиболее сильные электрические и электромагнитные поля относятся СВЧ-печи и телевизоры.

Термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесён воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Термической безопасностью должны обладать нагревательные приборы.

Биологическая безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров. К биоповреждениям относятся повреждения микробиологические и зоологические. К микробиологическим повреждениям относятся гниение, плесневение, при этом в продуктах накапливаются токсические вещества, которые могут вызвать отравления разной степени, иногда и с летальным исходом. К зоологическим повреждениям относятся повреждения насекомыми, грызунами, птицей, которые тоже могут быть инфицированы патогенными микроорганизмами. При употреблении продуктов с зооповреждениями, могут возникнуть ящур, сибирская язва, чума, холера, псевдотуберкулёз и др.

Вопросы для повторения

1. Что такое потребительские свойства?

2. Какие вы знаете показатели потребительских свойств?

3. Дайте характеристику показателям назначения.

4. Дайте характеристику показателям надежности.

5. Что такое сохраняемость товаров?

6. Что вы можете сказать об эргономических показателях?

7. В чем сущность эстетических показателей?

8. Какое значение имеют экологические показатели потребительских свойств?

9. Назовите показатели безопасности.


5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

5.1. Понятие и этапы оценки качества

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями. Действия по оценке качества складываются их трёх рассматриваемых ниже групп операций, каждой из которых свойственны свои особенности.

1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и их определяющих показателей.

2. Определение действительных значений показателей качества.

3. Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым.

5.2. Градация качества

Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат.

Градация качества

Стандартные Нестандартные Условно годные Брак Отходы

Рисунок 3. Градация качества

Стандартной признаётся товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим.

Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей (нельзя продавать из-за дефектов).

Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими – неликвидными (опасная продукция).

Стандартные товары подразделяются на следующие категории качества:

· сорта;

· классы качества и сложности;

· номера;

· марки.

5.3. Несоответствия и дефекты товаров

Несоответствие – невыполнение требований. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Разновидностью несоответствия является дефект и недостаток.

Дефект – это невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

Дефекты подразделяются по признакам:

· по степени значимости: критические, значительные, малозначительные;

· по наличию методов и средств, для их обнаружения или устранения: явные, скрытые; устранимые и неустранимые;

· по месту возникновения.

Критические – несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.

Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надёжность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя или окружающей среды.

Малозначительные дефекты – несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надёжность, безопасность.

Явные дефекты – для них предусмотрены методы и средства обнаружения.

Скрытые – для них не предусмотрены методы и средства обнаружения или их применение нецелесообразно.

Устранимые – дефекты, после устранения которых, товар может быть использован по назначению.

Неустранимые дефекты – дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.

Товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению; со значительными дефектами – к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.

Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.

Предреализационные дефекты – возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров.

Послереализационные дефекты – возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.

5.4. Несоответствия и предупреждающее действие

Вероятность возникновения дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения требует осуществления прослеживаемости товаров, а также действий по предупреждению и устранению дефектов: предупреждающие, корректирующие, утилизация.

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Примером предупреждающих действий могут служить операционный контроль за условиями и сроками хранения, предоставление информации потребителю о правилах эксплуатации товаров или противопоказаниях к использованию, защитные устройства при нарушении режима производства или условий эксплуатации (например, отключение стиральной машины или печи СВЧ при открытой дверцы).

Вопросы для закрепления

1. Что такое «оценка качества»?

2. Что такое градация качества?

3. Какие товары называются стандартными?

4. Что такое брак?

5. Что такое дефект?


6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ

6.1. Понятие и этапы оценки качества

Количественная характеристика относится к одной из основополагающих. При её определении следует различать следующие количественные градации: единичные экземпляры товаров и их совокупность – товарные партии, комплексные упаковочные единицы и комплекты товаров.

Единичные экземпляры – отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Например, автомобиль, головка сыра, арбуз.

Комплексная упаковочная единица – совокупность единичных экземпляров разнородных одинаковых товаров, объединённых общностью упаковки (объект мелкооптовой торговли).

Комплект товаров – совокупность единичных экземпляров разнородных товаров, обладающих совместимостью и/или взаимозаменяемостью и предназначенных для одного функционального назначения.

Товарная партия – совокупность единичных экземпляров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединённых по определённому признаку. Наиболее распространено определение партии как продукции одного вида, сорта и наименования, выработанной за одну смену и оформленной одним документом о качестве.

Количественные градации имеют общие ассортиментную характеристику и предположительно качество, а отличаются количественных характеристик.

К общим количественным характеристика товара относятся следующие основные физические величины: масса, длина термодинамическая температура, а также производные от них величины – объём, теплопроводность, теплоёмкость. Существуют и специфические количественные характеристики товара и товарной партии. Среди наиболее распространенных количественных характеристик товарных партий можно назвать следующие физические величины: Объёмную (насыпную) массу, скважистость, сыпучесть, угол наклона насыпи товаров, вертикальное или горизонтальное давление слоя товаров на строительные конструкции

Единичным экземплярам товаров присущи такие специфические характеристики как пористость, пластичность, эластичность, вязкость, механическая устойчивость, твёрдость.

6.2. Контроль качества и количества товарных партий

Приёмка товаров по качеству осуществляется в торговой организации партиями. Независимо от размера партии приёмочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. К пробам предъявляются следующие требования: представительность пробы и должны быть оптимальные размеры пробы.

Проба – минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из неё по установленным или заранее оговорённым правилам и предназначенная для оценки качества.

Выборка – определённое минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенной для оценки качества по установленным и заранее оговорённым правилам.

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами на методы испытаний или в разделе с аналогичным названием общетехнических условий стандартов на продукцию.

Различают пробы точечные, объединённые.

Точечная проба – единичная проба определённого размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб зависит от объекта и назначения: проба для определения хромотографическим методом очень небольшая, проба картофеля не менее 3 кг. Точечные пробы отбираются из разных мест товарной партии: сверху, из середины, снизу, сбоку и из центра. Для отбора точечных проб применяют различные приспособления: щупы, отборники.

Объединённая проба – совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединённой пробы зависит от количества точечных проб, а представительность – от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволит сформулировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определённой степенью достоверности.

Средняя проба – часть объединённой пробы, выделенная и подготовленная соответствующим образом для проведения лабораторных испытаний.

Навеска – часть средней пробы, выделенная для определения некоторых показателей качества товаров. Объединённую пробу подвергают испытаниям для оценки качества.

Объединённую пробу подвергают испытаниям для оценки качества. Полученные результаты распространяются на всю партию. В случае неоднородности качества образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом в качестве контрольного норматива приёмочное и браковочное числа.

Приёмочное число – максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединённой пробы, или исходного образца, позволяющее принять решение о приёмке товарной партии по качеству.

Браковочное число – минимально допустимое количество забракованных единиц объединённой пробы или исходного образца, являющееся основанием для отказа от приёмки товарной партии по качеству.

Партию принимают, если количество единиц, не отвечающее требованиям НД, меньше или равно приёмочному числу, и бракуют, если оно больше или равно браковочному числу. Приемочные и браковочные числа зависят от массы нетто упаковочных единиц или их количества.

6.3. Индентификация и прослеживаемость товаров

Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции её существенным признакам (ФЗ «О техническом регулировании»). В зависимости от основополагающих товароведных товаров различают следующие виды идентификации: ассортиментную для установления подлинности товаров, качественную и партионную.

Вопросы для закрепления

1. Назовите количественные градации товаров.

2. Какие виды проб и выборок отбирают из товарных партий?

3. Что такое выборка?

4. Что такое точечная проба?

5. Что такое навеска?

6. Дайте определение понятия «приемочное число».

7. Что такое браковочное число?

8. При каком условии партию принимают?


7. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО. ХРАНЕНИЕ

7.1. Технологический цикл товаров

Этапы технологического цикла:

1. Предтоварная стадия:

· проектирование;

· материально-техническое снабжение; приёмочный контроль сырья;

· производство продукции;

· окончательный контроль готовой продукции.

2. Товарная стадия:

· формирование товарных партий;

· хранение и транспортирование;

· предреализационная товарная обработка;

· реализация товаров;

· потребление (эксплуатация);

· послепродажное обслуживание.

3. Стадия утилизации отходов товаров: повторное использование или уничтожение отходов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: