Вопрос 6
Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ) — совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.
ТЖЦТ включает четыре стадии: предтоварную, товарную, послереализационную и утилизации. Каждой стадии присущи определенные этапы, на которых сначала формируются все товароведные характеристики товаров, а затем и обеспечивается сохранение части из них: качества и количества. Ассортиментная характеристика товаров остается стабильной на всех этапах ТЖЦТ. Лишь товары, подвергающиеся переделке или переработке, изменяют все товароведные характеристики, включая и ассортиментную.
I.Предтовариая стадия — совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.
Выявление запросов потребителей — важный этап ТЖЦТ.
1.Запросы потребителей — это требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену.
Запросы потребителей подразделяются на ожидаемые и реальные.
1.1. Ожидаемые запросы — ожидания потребителей в отношении удовлетворения определенных потребностей с помощью товароведных характеристик.
1.2. Реальные запросы — требования потребителей к характеристикам товаров, сформированные на основе проводимой ранее потребительской оценки использованных товаров.
2.Проектирование и разработка товаров — этап, предназначенный для определения товароведных характеристик и регламентации их в виде технических требований нормативных и технологических документов.
3. Материально-техническое снабжение — подготовительный этап перед производством товаров, предназначенный для его обеспечения необходимыми сырьем, материалами и оборудованием.
4. Производство товаров — совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров.
5. Заключительным этапом предтоварной стадии является окончательный контроль качества, а в ряде случаев — и количества (например, фасованных товаров, а также товаров с фиксированной массой, объемом и т. п.). Назначение такого контроля — предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества.
II. Товарная стадия — совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства.
1. Формирование товарных партий — этап товарной стадии, предназначенный для формирования определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара и/или хранящегося на складе изготовителя или оптового (розничного) продавца в соответствии с запросами (заказом, заявкой) покупателя.
2.Транспортирование и хранение — этап товарной стадии, предназначенный для сохранения количества и качества товаров на складах и в пути. Ассортиментная характеристика товаров более стабильна и на данном этапе не изменяется.
3.Товарная обработка — этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже. В отдельных случаях при сортировке — одной из операций товарной обработки — может происходить улучшение качества за счет удаления товаров низших градаций, а также придания привлекательного внешнего вида (например, удаление пыли и других поверхностных загрязнений, обработка поверхности защитными покрытиями: воском, парафином, лаком, если это не предусмотрено технологией производства).
4. Сортировка товаров по качеству — операция по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. При сортировке товаров отбраковывают нестандартные товары и отходы.
5.Калибровка — операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления — калибры или калибровочные машины.
6.Мойка — операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими.
7.Фасовка — операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров.
8.Упаковывание — операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости.
9.Реализация — завершающий этап товарной стадии, предназначенный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя.
Деятельность по реализации товаров включает ряд торговых услуг:
консультирование покупателей о преимуществах определенного товара,
способах использования или правилах эксплуатации,
информирование о возможных выгодах путем сравнительной характеристики товаров-аналогов, что позволяет потребителю сделать правильный выбор.
III. Послереализационная стадия — совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.
На этой стадии всем товарам присущ один общий этап —
потребление путем однократного или многократного использования (эксплуатации).
послепродажное обслуживание и
перепродажа товаров, бывших в употреблении, — характерны только для отдельных групп и видов товаров или особых ситуаций.
1. Послепродажное обслуживание — этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, в монтаже, наладке и ремонте.
Послепродажное обслуживание включает следующие операции:






