Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты

Дефект — невыполнение требования, связанного с предпо­лагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Эти два понятия имеют общий признак — невы­полнение требований. Различие заключается в том, что при вы­явлении дефектов возникает юридическая ответственность, ес­ли из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению.

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения степени наносимого вреда, месту обнаружения. По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты — несоответствия товаров установлен­ным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоро­вью, имуществу потребителей или окружающей среде.

Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность то­варов, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды.

Малозначительные дефекты — несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойст­ва товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на

явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и

скрытые, для которых мето­ды и средства обнаружения не предусмотрены или их примене­ние нецелесообразно.

В зависимости от наличия методов и средств устранения де­фекты делят на устранимые и неустранимые.

Устранимые дефекты — дефекты, после устранения кото­рых товар может быть использован по назначению. Так, к уст­ранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода.

Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.

При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявле­ния дефектов и устанавливать причины их возникновения.

В зависимости от степени наносимого вреда различают до­пустимые и недопустимые дефекты.

Допустимые дефекты — дефекты, ухудшающие качество то­варов, но при этом товары не утрачивают безопасность.

Недопустимые дефекты — несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности.

В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и по­слереализационные.

Технологические дефекты — дефекты, вызванные недостат­ками при проектировании и/или разработке продукции, сы­рья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.

Если технологические дефекты при сдаче-приемке имели скрытый характер, то в течение 4 мес. продавец может предъя­вить претензии поставщику.

Предреализационные дефекты возникают при транспортиро­вании, хранении, подготовке к продаже или реализации това­ров.

Товары, у которых выявлены недопустимые технологиче­ские или предреализационные дефекты, реализации не подле­жат.

Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. При­чинами возникновения этих дефектов могут быть:

• нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;

• проявление скрытых технологических или предреализаци- онных дефектов.

В первом случае потребитель имеет право предъявить пре­тензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортиро­вания или потребления не были доведены до него соответст­вующим образом.

В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине по­требителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную потребителем сумму денег.

Возникновение послереализаци­онных дефектов может зависеть от отсутствия или характера информации, предоставляемой потребителю изготовителем или поставщиком. Если эта информация неполная, недостоверная или вообще отсутствует, ответственность за возникновение де­фектов при эксплуатации должен нести изготовитель и/или продавец.

Однако, если такая информация предоставлена потребителю в виде эксплуатационных документов, маркировки и иными способами, в случае возникновения дефектов приобретатель товара должен доказать, что эксплуатация проводилась в соот­ветствии с установленными условиями (например, соблюдались условия и сроки хранения пищевых продуктов, температура во­ды при стирке и глажении).

Вероятность возникновения дефектов на разных этапах тех­нологического цикла товародвижения требует осуществления прослеживаемости товаров, а также действий по предупреж­дению и устранению дефектов.

Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или дру­гой потенциально нежелательной ситуации

Корректирующее действие — действие, предпринятое для уст­ранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации

Коррекция — действие, принятое для устранения обнару­женного несоответствия Коррекция может включать переделку и снижение градации.

1. Переделка — действие, пред­принятое в отношении несоответствующей продукции для приведения ее в соответствие требованиям, отличающимся от исходных.

Разновидностью переделки является ремонт, отличающийся от нее тем, что при его проведении можно воздействовать не на всю продукцию, а лишь на те ее части (детали, элементы), ко­торые не соответствуют требованиям.

1.1.Ремонт — действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использова­ния.

2. Снижение градации — изменение градации несоответствую­щей продукции, чтобы она соответствовала требованиям, от­личным от исходных (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

3. Утилизация несоответствующей продукции — действия в от­ношении несоответствующей продукции, предпринятые для предотвращения ее первоначального предполагаемого исполь­зования.

. Градации качества

Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значе­ния по всей номенклатуре выбранных показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует уста­новленным требованиям по всем выбранным показателям. Ес­ли хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная — нестандартная или брак.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показа­телей, но это несоответствие не является критическим (опас­ным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, он относится к нестандартному.

Брак — товар с выявленными устранимыми или неустрани­мыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: