Процесс обучения русскому языку подчиняется установленным педагогической наукой закономерностям и опирается на ряд принципов.
Принципы обучения – это многократно апробированные и подтвержденные практикой основные исходные положения, правила, ранее выявленные закономерности, нарушение или несоблюдение которых делает учебный процесс нерезультативным, неэффективным.
Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности учащихся.
Выделяют принципы общедидактические и общеметодические (методические). Общедидактические принципы применяются в методиках преподавания всех предметов. Общеметодические - свойственны только особенностям обучения данному предмету, в нашем случае – обучения русскому языку.
Как видим, в процессе обучения учителю следует учитывать закономерности учебного процесса – принципы обучения русскому языку.
2. Принципы обучения, установленные дидактикой, очень важны при разработке содержания и построения уроков русского языка.
Рассмотрим дидактические принципы обучения применительно к преподаванию русского языка.
Принцип научности предполагает строгий отбор сведений из науки, освещение всех вопросов курса русского языка с точки зрения достижений лингвистической науки. Применительно к урокам русского языка этот принцип предполагает сообщение учащимся только таких сведений, которые прочно установились в современной лингвистической науке.
Принцип системности и последовательности, который еще К.Д.Ушинский образно охарактеризовал следующим образом: «Голова, наполненная отрывочными, несвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…».
Реализация этого принципа требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, каждый элемент учебного материала связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее, готовя учащихся к усвоению нового. В соответствии с этим принципом учащиеся переходят к усвоению нового материала после усвоения предыдущего.
Особое значение для методики имеет принцип связи теории с практикой: умение применять полученные знания, ученики должны видеть, как то или иное явление «живет» в языке, учиться использовать изучаемые факты в практике речи.
Законы языка могут стать средством практического применения, владения языком лишь в том случае, если они усвоены сознательно.
Принцип сознательности предполагает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их переработка в ходе выполнения речевых действий. Для реализации этого принципа учитель должен:
- обеспечить осмысление усваиваемого материала;
- научить детей приемам самостоятельной работы;
- показать целесообразность выполняемой работы.
Достижение принципа сознательности учащихся в обучении связано с их активностью: овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность. Активность возникает в определенных условиях: ученик должен чувствовать потребность в изучении этого предмета. Основными источниками активности являются мотивация, желание, интерес.
Реализовать принцип активности на уроках русского языка помогают следующие приемы:
1) развивать мотивацию изучения русского языка;
2) использовать различные приемы работы (хоровая, в парах, групповая,
индивидуальная);
3) учитывая возрастные особенности учащихся, шире применять приемы,
стимулирующие эмоциональную активность (игровые моменты, музыка, цвет).
Обучение русскому языку требует индивидуального подхода, создание благоприятных условий для приобретения каждым учеником знаний по русскому языку, т.е. реализации принципа индивидуализации (индивидуального подхода).
Реализация принципа наглядности на уроках русского языка предполагает, что учебный материал усваивается в процессе ярких образов и конкретных представлений, помогающих прочному усвоению знаний и прочному усвоению.
В обучении русскому языку реализуются также принципы связи обучения и воспитания, прочности, контроля и др.
Итак, рассмотренные дидактические принципы необходимо учитывать в процессе обучения русскому языку.
3. Рассмотрим основные принципы, которые приняты сегодня в лингводидактике и в соответствии с которыми определяются содержание, методы и приемы работы на уроках русского языка.
Принцип единства аспектного комплексного подходов (принцип взаимосвязанности различных разделов) – грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т.д. – занимает одно из центральных мест в методике. Основой этого принципа является всестороннее рассмотрение факта или явления языка. Так, например, в процессе изучения морфологии рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием тех или иных частей речи.
Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты).
В настоящее время одним из ведущих принципов обучения языку является коммуникативный принцип. Теория речевой деятельности оказала существенное влияние на совершенствование современных программ обучения русскому языку. Коммуникативный подход связан прежде всего с изучением языка как средства общения. В центре внимания методистов оказался текст как основная дидактическая единица обучения. В соответствии с коммуникативным подходом текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов.
Функционально-семантический принцип предполагает подход к обучению языку с точки зрения способа выражения данного содержания, с точки зрения значения тех или иных формальных средств: язык «обретает» жизнь в действии, т.е. в речи как выражение того или иного содержания, смысла.
Социокультурный (культуроведческий) принцип в современном языковом образовании означает осознание того, что язык – это еще культурный код нации, а не только средство общения и познания, приводит к необходимости осуществлять речевое развития с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка. Так, роль метафоры, символа, стереотипа, фразеологизма в культуре и в языке должна отразиться в содержании курса «Русский язык». Внимание к образным средствам, прежде всего метафоре и сравнению, к феномену языковой игры, к фразеологизмам – словом, внимание ко всему тому, что составляет веками накопленный культурный код русского языка, должно найти отражение в содержании обучения русскому языку.
Таким образом, указанные методические принципы лежат в основе современного школьного курса русского языка.
Итак, совокупность рассмотренных выше дидактических и методических принципов позволяет создавать методические системы обучения применительно к конкретным целям и задачам языкового образования школьников.