Русский язык
Тема. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Орг.момент. Все готовы к уроку? Настройтесь на плодотворную работу, постарайтесь быть активными и внимательными.
Запишите число: Двадцать третье марта
Классная работа
Орфографическая разминка.
На доске слова:
В... сят, л…ства, г…реть, в...рхушка, з..л.. той,, м...няет, т…ряет, б..р..жок, кр...чат, ч...рнеет,, ж..лтеют, ж..вая.
-Что объединяет эти слова? (Безударная гласная в корне слова)
- Как проверить? (Подобрать проверочное слово)
- Работаем по цепочке. 2 ряд.(Я вставляю буквы)
Словарная работа.
- Какое слово лишнее? Почему? (Гореть). — Напишите слово «гореть» в тетради. Выделите орфограмму. Подберите однокоренные слова. Слайд? Выделите корень.
Гореть – горит, сгорел, горящий, горелка, горелый. (в тетради) Слайд
-Что скажете о слове «гореть»? (Глагол н.ф, слово многозначное, т.е. имеет несколько значений)
- Какие значения можете назвать? Приведите примеры.
· Горит дом, лес (уничтожается огнём).
· Горит свет, лампочка (излучает свет)
У. - Какое значение слово «гореть» имеет в следующих выражениях? (открывается доска). Слайд
· Больной весь горит (высокая температура, лихорадочное состояние).
· Глаза горят (сверкают, блестят).
· Горит ненавистью, сгорает от любви (испытывает большое чувство ненависти или любви).
· Обувь горит на нём (быстро изнашивается).
· Работа горит в руках (выполняется быстро, успешно).
· Гореть на работе (отдавать все силы)
· Щёки горят (краснеют от прилива крови, когда холодно или стыдно).
Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
-Вернемся к нашим словам.
У. - На какие группы можно разбить эти слова?
Д. - По частям речи: существительные, прилагательные, глаголы. (Делим на группы)
Назовите сущ., прилаг., глаголы.
-Как изменяются сущ.? (По числам, по падежам, бывают ж.р., м.р., с.р.; 1, 2 и 3 скл.).
-Как изменяются прилагательные? (По числам, по падежам, по родам)
-От чего зависит род, число и падеж прилагательных?
-Что вы знаете о глаголах? (Изменяются по временам, по числам)
-Недавно мы изучали еще одну часть речи. (Местоимение) Как изм-ся личные местоимения? (По числам, по падежам, бывают 1,2 и 3 лица)
-Что можете сказать об этих глаголах? (Что общего?)
Слайд. Висят, меняет, теряет, кричат, чернеет,, желтеют. (Глаголы наст. времени)
У: Докажите. (Действие происходит в данный момент)
У: Как изменяются глаголы н.в.? (, по числам) А еще? Пишу: по числам
?
Новая тема (Убираю экран, под ним - новая тема)
-Посмотрите на доску.
…кричу …кричишь …кричит
…кричим …кричите …кричат
-Это однокоренные глаголы или формы одного глагола? Почему? (Основа одинаковая, окончание разное). В каком времени глагол? (н.в.)
-Почему окончание разное?
-Какие слова по смыслу можно поставить перед глаголом? (Я, мы…- местоимения)
(Вставляю по ходу местоимения, выделяю окончания.)
Теперь сможем ответить на вопрос, как изменяются глаголы наст. вр.? по числам
по лицам
Вывод
-Сформулируйте тему нашего урока.
– Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. Слайд.
Мы с вамисформулировали тему, сделали вывод. Прочитаем правило