Война культур

– Я бы хотел развеять тьму пессимизма в нарисованной вами картине. Брачные отношения сегодня, конечно, не в лучшей форме, однако они подвержены тем же колебаниям, что и другие стороны жизни. Общечеловеческие, христианские духовные ценности не исчезают, хотя уклонения от них были и остаются. В разные эпохи настроения у людей разные. То нас больше влечет брак, семья и консервативные ценности, то ситуация меняется на противоположную, и мы поворачиваемся к либерализму.

За рубежом очень популярен образ маятника: он раскачивается из стороны в сторону около положения равновесия, которое само по себе остается неизменным. Поэтому не надо бить тревогу, возбуждать неприязнь людей к альтернативным жизненным стилям. Брак по-прежнему сохраняется, пускай и в других формах; сохраняется и христианство, хотя и отличное от традиционного Православия…

– Это вы верно заметили, что за рубежом популярен образ маятника, колебания идей и взглядов. Однако зарубежный мир весьма широк и неоднороден, и маятники общественных настроений качаются там далеко не в одной фазе… Поэтому напомню вам про другой образ, не менее популярный за рубежом, – про культурную войну, или точнее, про войну культур. Разумно ли применять к войне, к смертельному конфликту, аналогию с качающимся маятником?

Представьте себе: 1941-й год, лето. Некий военачальник в кремлевском кабинете назидательно объясняет: «Видите ли, Иосиф Виссарионович, это просто-напросто маятник. Сейчас немцы в наступлении, а потом ситуация переменится…» Реальная картинка? Так зачем же себя дурачить??

На войне вообще не любят общих рассуждений: «Побереги слова, давай нам цифры». Попробуем.

Берем книгу американца Эриха Фромма «Искусство любви» – самое, вероятно, популярное и массовое из современных руководств по нашему предмету, эдакий справочник для западных любвеносцев, пеших, конных и воздушно-десантных. Написанный в начале 1960-х г.г., он еще не успел устареть, но уже приобрел все необходимые качества классики. Здесь о любви говорится с разных сторон, всего даже и не перечислить, но мы – в связи с нашим интересом к настоящей любви – сосредоточим внимание на главе под названием «Любовь к Богу» длиною в 10 полных страниц.

На этих десяти страницах подсчитаем, сколько раз встречается каждое из упомянутых там имен – библейских, исторических, легендарных персонажей (такую процедуру некоторые любители иностранных слов называют «контент-анализом»). Полученные цифры расскажут вам про ту систему культурных ценностей, которая объявлена «общечеловеческой» и якобы содержит в себе христианское начало в качестве положения равновесия: около него якобы качается некий маятник. К полученной таблице внизу добавим еще одну строчку, для полноты картины и большей вразумительности – какое именно «христианство», отличное от «традиционного Православия», сохраняется в западной системе ценностей наряду с «альтернативными жизненными стилями».

Итак:


Авраам 4

Исаак 2

Иаков 1

Моисей 3

Бен-Маймон 2

Лао-Цзы 8

Чжуан-Цзы 1

богиня Кали 1

Гераклит 5

Аристотель 3

Экхарт 4

Спиноза 2

Лютер 1

Гегель 2

Маркс 3

Фрейд 4

Христос 0


И если вы думаете, что подобный «рэйтинг» Христа в книге о любви современного «общечеловеческого» философа – явление случайное, не связанное с ходом развития нашей цивилизации, и уж во всяком случае чуждое России, то придется вас снова разочаровать. Берем обзорную статью под заглавием «Любовь» более чем столетней давности, замечательного русского философа, всеми уважаемого Владимира Сергеевича Соловьева. Ее насыщенность именами и фактами, в том числе и религиозными, слишком велика, чтобы провести такой же «контент-анализ», однако безо всякой арифметики легко заметить, что предмет пятого урока – любовь Бога к человеку, Его жертва, Его Крест – нашим выдающимся философом не упоминается.

Вот здесь-то, на фронтах войны культур, на выжженной земле, оставленной нами врагу – в опустевших церквах, в покрытом пылью Евангелии, в умолкнувшей молитве, в утраченном стыде и потерянной совести – похоронена любовь. Вам не нравится «тьма пессимизма»? Мне она тоже не нравится. Но будьте уверены: общечеловеческие маятники делу не помогут. Чтобы рассеять тьму, любовь должна воскреснуть из мертвых.

Вопрос в перерыве. Свидетельство о смерти брака

– На прошлом уроке вы назвали развод извращением. Но ведь Церковь допускает развод. И почему мужчина и женщина, которые разлюбили друг друга, должны по-прежнему делить хозяйство, крышу, стол и постель? Почему столько проблем с разводом?

– Развод и в самом деле признается Православной Церковью. Но как люди растеряли, забыли смысл брака, так же в точности утратили они и понятие о разводе. Потому они и удивляются, откуда столько «проблем»…

Не надо думать, что развод – это «отмена» брака, словно расторжение контракта. Нет, брак – это живой организм, и чтобы он перестал существовать, он должен быть убит. Убить брак могли оба супруга совместно, но чаще это делает один из них, своей злой волей. Ведь настоящая любовь, как сказано, – это подвиг свободной воли.

Разлюбить жену (мужа) – в принципе совсем не то, что разлюбить макароны или Рембрандта. Разлюбить – значит, направить свою волю от созидания к уничтожению, от добра ко злу, от жизни к смерти. И развод в таком случае – не что иное, как свидетельство о смерти или похороны брака.

Если брак убит, то нельзя делать вид (как это принято в римо-католической церкви, которая не признает развода), что он еще жив. В этом, и только в этом случае, Церковь в лице епископа удостоверяет смерть брака разводом. Конечно, нельзя видеть в любом конфликте между супругами смертный приговор браку. Но надо признать, что духовное невежество супругов, и особенно молодежи, вносит огромный вклад в бескрайнюю трагедию развода.

– Но вот реальный случай. Женщина, прожив пятнадцать лет в браке, и имея двоих детей, изменила мужу и в первый раз испытала физическое наслаждение. Именно это стало поводом для развода и ухода к любовнику. Я думаю, такого результата было никак не избежать!

– Очень напрасно вы так думаете. Хотя подобный взгляд и характерен для современности, он свидетельствует всё о том же: о незнании, непонимании основ брака, о невежестве, о преступной халатности. Чтобы избежать такого результата, надо было только вовремя позаботиться о своем браке, о своей интимной жизни.

Измена, в самом деле, была лишь поводом для развода. Брак умирает не вдруг; если нас волнует здоровье пациента, начинать надо несколько раньше дня похорон… Чем занимались супруги пятнадцать лет? Судя по вашему лаконичному свидетельству, чем угодно, только не делом.

Не надо 15 лет подряд убивать свой брак; надо трудиться, работать – и мужу, и жене совместно – над благополучием своего интимного союза, своего домашнего очага, и тогда острота эмоций, вместе с любовью, которая на них опирается, будет расти и углубляться день ото дня, год от года.

Но… как пел некогда Буба Касторский, «Имею я иные интересы». Посеешь в юности цинизм, грязь, равнодушие – пожнешь в браке отчуждение, измену и развод. Приведенные выдержки из Чехова и Куприна дают ясную иллюстрацию этого процесса.

Конечно, будут возражения: раздадутся голоса про «сексуальную несовместимость», «пробный брак» и т.п. Характерно, что эти лозунги слышны от людей, ничего в любви не смыслящих: в лучшем случае они приводят «медицинские» данные столетней давности, когда соответствующая область науки была в зачаточном состоянии. Ну а сегодня любой врач подтвердит: плодотворность интимных отношений мужа и жены определяется их поведением – которое в свою очередь зависит от множества факторов, простирающихся далеко за пределы анатомии и физиологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: