(по Р. С. Тебуеву и Р. Т. Хатуеву)
(Байрамкулов 1996. С. 224-230, 254-262; 1998. С. 141-142, 216; 1999. С. 401-403, 413-415). По мнению Байрамкулова, черкесы занимали непропорционально много ответственных постов в республике. Ему это казалось несправедливым, и он подчеркивал, что «из современных народов Карачаево-Черкесии древнейшими жителями почти всей территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии являются только карачаевцы и балкарцы» (Байрамкулов 1999. С. 416-417). Что касается осетинских претензий на Аланию, то он считал их совершенно беспочвенными и настаивал на том, что аланы были сконцентрированы на территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, по отношению к которым Осетия представляла собой слабо заселенную периферию (Байрамкулов 1996. С. 78-81; 1998. С. 60; 1999. С. 314-315), В качестве одного из аргументов он указывал на «шапки аланского стиля», сохранившиеся у карачаевцев и отсутствующие у осетин (Байрамкулов 1999. С. 384). Стоит ли удивляться, что книги Байрамкулова вызывали протест у черкесов, а за выпуск книги «Правда об аланах» (1999) осетины хотели привлечь его к суду [42]?
|
|
Как мы видели, аланское происхождение волнует в Карачаево-Черкесии не только дилетантов. В последние годы эта концепция развивается, например, в рамках историко-культурного общества «Аланский Эрмитаж», работающего при Карачаево-Черкесском историко-культурном и природном музее-заповеднике. В выпущенных там недавно «Очерках истории карачаево-балкарцев» говорится, что «основа карачаево-балкарцев уходит корнями в местную кавказскую этническую среду древнейшего населения эпохи каменного века (позднего палеолита или неолита)» (Тебуев, Хатуев 2002. С. 6). Правда, рисуя уже известную нам линию археологической преемственности от майкопской культуры до кобанской, авторы этого произведения готовы поделиться этим наследием и с соседями, соглашаясь с тем, что речь идет об общем автохтонном субстрате в этногенезе «карачаево-балкарцев», осетин и вайнахов (Тебуев, Хатуев 2002. С. 20-23). Однако скифо-сармато-аланским наследием они делиться наотрез отказываются, оставляя его тюркоязычным народам. Даже предков дигорцев они считают тюрками (Тебуев, Ха туев 2002. С. 33-34). Их приоритетной идеей является автохтонность предков, и они заявляют, что «роль важнейшего компонента в формировании кавказских алан сыграло кавказское автохтонное население». Речь идет о том, что пришлые степняки (скифы и аланы) смешались с местными кобанцами, чей физический тип в результате победил (Тебуев, Хатуев 2002. С. 41). Это, по мнению авторов, делает алан одними из основных предков карачаевцев и балкарцев, а поэтому «тщетны попытки отдельных авторов закрепить монополию на аланское наследие за нынешними насельниками Верхнего Терека» (Тебуев, Хатуев 2002. С. 180). Не отказываются авторы и от наследия тюркоязычных кочевников эпохи раннего Средневековья (гуннов, савиров, болгар, хазар, печенегов и кипчаков), — все они, на их взгляд, сыграли определенную роль в этногенезе «карачаево-балкарского народа» (Тебуев, Хатуев 2002. С. 50-65).
|
|
Впрочем, авторы готовы признать, что восточные аланы стали предками осетин. Однако тех они связывают с захудалой провинцией Алании, важнейший культурный и религиозный центр которой располагался в верховьях р. Кубани на территории Карачая, где действительно сохранился замечательный комплекс ранних христианских храмов, оставшихся от Аланской епархии [43]. Именно эти западные аланы, говорившие, по мнению авторов, по-тюркски, были единственными христианами Алании и создали первое христианское государство на Северном Кавказе. В Восточной Алании, по словам авторов, никакого христианства в домонгольское время не было (Тебуев, Хатуев 2002. С. 47-49, 71) [44]. Настаивая на том, что аланы приняли христианство раньше Руси, авторы в то же время не забывают отметить, что к рубежу XII—XIII вв. среди алан будто бы был также распространен ислам (Тебуев, Хатуев 2002. С. 76). Что же касается претензий осетин на монопольное обладание аланским наследием, то авторы утверждают, что основой этногенеза осетин стали «евреи-маздакиты», бежавшие из Ирана на Кавказ в VI в. (Тебуев, Хатуев 2002. С. 181).
Тем самым, рисуя для «карачаево-балкарцев» линию непрерывного развития на территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии с глубокой первобытности вплоть до современности, авторы изображают их исконными хозяевами территории, куда адыги пришли не ранее конца XIV в. Позднее всего те появились на территории Карачаево-Черкесии — лишь в начале XIX в. (Тебуев, Хатуев 2002. С. 78-80, 181). Изображая адыгов недавними пришельцами, авторы никак не могут согласиться с утвердившимся в науке мнением (оно основано на множестве документальных источников) о господстве кабардинцев в регионе до его присоединения к Российской империи. Оспаривая его, Р. Т. Хатуев конструирует «горно-кабардинскую конфедерацию» и всеми силами отрицает какую-либо былую зависимость карачаевцев и балкарцев от кабардинских князей. Напротив, заявляет он, карачаевско-балкарские общины нанимали тех за плату для защиты от внешних врагов, но никогда не пускали на свою территорию. Зато сами балкарцы по договору с кабардинцами использовали их земли как зимние пастбища для скота (Тебуев, Хатуев 2002. С. 94-101) [45].
Героический образ предков дорисовывает история взаимоотношений с русскими в первой половине XIX в. Если, как мы знаем, в советское время местным историкам полагалось обосновывать версию о добровольном вхождении в состав Российского государства, то в 1990-х гг. приоритеты резко изменились и местные авторы буквально соревновались в том, кому удастся успешнее изобразить упорную борьбу своих предков против российской колониальной экспансии. В рассматриваемом труде присоединение и балкарцев и карачаевцев к России относится к XIX в., однако если карачаевские авторы датируют окончательное вхождение Кабарды в Россию 1822 годом, а присягу балкарцев на верность императору -- 1827-м, то присоединение Карачая они рисуют итогом длительного сопротивления, закончившегося лишь в 1855 г. Тем самым карачаевцы получают почетное место среди тех северокавказских народов, которые примкнули к движению Шамиля и, благодаря своему упорству, дольше других давали отпор царским генералам (Тебуев, Хатуев 2002. С. 102-110).
Любопытно, что ислам пока не нашел широкого отражения в местных версиях прошлого за переделами попыток углубления даты исламизации местного населения. Например, карачаевские интеллектуалы ищут любые свидетельства о раннем исламе. Некоторые, как мы видели, относят его появление к предмонгольской эпохе; другие пытаются вести его историю в регионе с XI в. (Лайпанов 1998. С. 148-152. Об этом см.: Червонная 1999. С. 91).