В обозримом историческом времени горские общества Кабарды (балкарцы) занимали лишь горные ущелья по р. Черек, Чегем, Баксан. Тогда они не допускали мысли о том, чтобы претендовать на земли в предгорных и степных районах Кабарды. Главным источником существования горского населения являлось скотоводство. Но для ведения скотоводства в достаточных размерах балкарцы нуждались в пастбищах на плоскости. Поэтому ранней весной и поздней осенью, когда в горах трава находилась под снегом, балкарцы перегоняли свой скот в степные и предгорные зоны Кабарды. Это ставило балкарцев в зависимое положение от кабардинских владельцев, в собственности которых находились эти земли.
Зависимость балкарских обществ в целом от Кабарды обуславливалась еще и географическими, и природно-климатическими условиями. Во-первых, в силу того, что всю территорию у выхода из ущелий занимали кабардинцы и они являлись по существу единственными с незапамятных времен соседями, балкарцам приходилось поддерживать с ними хорошие отношения. Во-вторых, в условиях малоземелья и сурового горного климата балкарцы занимались земледелием в очень ограниченных размерах, так что им своего хлеба хватало только на 2-3 месяца в году. Остальной недостающий хлеб они вынуждены были покупать или выменивать у кабардинцев.
Все это ставило балкарцев в определенную экономическую и политическую зависимость от кабардинцев, но эта зависимость никогда не носила кабального и принудительного характера и поэтому история не помнит, чтобы между ними были сколько-нибудь серьезные столкновения. Мелкие споры, которые могли возникнуть между ними, улаживались спокойно, благодаря мудрости со стороны старших.
В первой половине XIX в. в отношениях между Кабардой и Пятью горскими обществами начинают происходить существенные изменения. Связано это с политикой царизма на Кавказе. В ходе Русско-Кавказской войны царизм в первую очередь стремился уничтожить политическую самостоятельность Кабарды и значительно ограничить ее территориальные владения. С этой целью царизм вводит свои колониальные органы управления, которые ограничивают возможности кабардинцев влиять на соседние народы. Да и сами народы теряют самостоятельность, но в лице Российского государства приобретают более мощного покровителя, с помощью которого можно хоть частично потеснить кабардинцев.
Царизм, воспользовавшись этим обстоятельством, начинает вмешиваться в дела этих народов. Он заигрывает перед более малочисленными народами, натравливая их на кабардинцев, чтобы сломить сопротивление последних своей колонизаторской политике.
После Ермоловских погромов и установления военно-оккупационного режима, Кабарда была лишена способности эффективного сопротивления. Это, в свою очередь, ослабило влияние кабардинских владельцев на соседние народы. Этим обстоятельством воспользовались некоторые балкарские владельцы, которые сочли возможным претендовать на кабардинские земли, которыми они издавно пользовались на договорных и других условиях. Именно этими обстоятельствами объясняются возникновение среди балкарцев всяких легенд и сказаний о якобы принадлежащих им землях в Кабарде. Хотя в 60-х гг. XIX в. эти притязания были отвергнуты кабардинцами и не были приняты царской администрацией, сегодня отдельные лидеры балкарского народа пытаются их вновь вынести на авансцену, тем самым создать ложные представления о границах между Кабардой и Балкарией в прошлом.
В начале 60-х г. XIX в., в связи с предстоящими реформами, встал вопрос о границах между Кабардой и горскими обществами. Об этом сказано в недавних публикациях X. Думанова, В. Сокурова, А. Атабиева, Х. Хутуева, Ч. Карданова, Ж. Калмыкова, Е. Тютюниной. Думаю, что дискуссия в целом имела положительное значение, хотя точка зрения отдельных авторов не отличалась оригинальностью.
Атабиев и Хутуев рассматривают проблему, нисколько не заботясь об установлении истины. Для них характерно выборочное цитирование документов, попытка выдавать желаемое за действительное, игнорирование реальных фактов и событий, их открытая подтасовка. Попытки Тютюниной носят явно тенденциозный характер, прослеживается желание запутать проблему настолько, чтобы сегодня решить вопрос о территориях и границах вне контекста истории, без учета критерий, выработанных мировой практикой. Есть понятия «этническая территория», «этническая граница». Есть правовые нормы и акты, согласно которым устанавливались существующие границы. Думаю, что их нельзя игнорировать.
В этом плане большую ясность в проблему вносят статьи X. Думанова. Они показывают, что существуют документы, в составлении которых участвовали представители заинтересованных сторон (кабардинцы и балкарцы). Документы подписаны 21 мая 1864 г. самим Императором Российским Александром II, который являлся высшей законодательной инстанцией в стране, частью которой был Кабардинский округ, куда входили балкарские общества. Эти документы впервые письменно зафиксировали этническую территорию балкарцев и определили границы между Кабардой и горскими обществами, которые, правда, не совпадали с этнической границей. Но, поскольку тогда с ними согласились представители обоих народов и это согласие закреплено подписью высшим юридическим лицом в государстве, сомневаться в их законности и окончательном характере решения не приходится.
В официальных документах кавказской администрации мы встречаем свидетельства о том, что царь утверждал и другие документы в 1869-м и в 1879 г., но они касались в основном распределения кабардинских земель между сельскими обществами, частными лицами и тех незначительных отступлении, которые допускались при реализации первоначального проекта.
Таким образом, документы и проектная карта, подписанные Александром II 21 мая 1864 г. являются достаточно убедительными, юридически состоятельными документами о границах между Кабардой и горскими обществами.
Все последующие изменения границы Кабарды в связи с отводом участков балкарцам привели к нарушениям территориальной целостности Кабарды, были следствием произвола и злоупотребления властью со стороны кавказской администрации, так как в этом процессе передачи не принимали участия представители Кабарды, уполномоченные на это.
Но здесь надо иметь в виду и другой аспект этой проблемы. Начиная с 1858-го по 1920-е гг. горские общества входили в состав Кабардинского (Нальчикского) округа, т. е, в состав Кабарды. В течение всего этого времени балкарцы не думали и не могли ставить вопрос о выходе из Кабарды. Такой вопрос в принципе не мог стоять, как заведомо абсурдный. Кабардинцы всегда с пониманием относились к нуждам балкарцев, не возражали выделению им земли на своей исконной территории для пользования, ведения скотоводческого хозяйства. Но балкарцы, вопреки оговоренным условиям, начинали их осваивать и даже селиться. Так возникли в конце XIX - начале XX в. Белая Речка, Хасаяья, Яникой и другие поселения. Если бы балкарцы в течение всего указанного периода не входили в состав Кабарды, не были бы в единой экономической и административно-правовой сфере с кабардинцами, то вряд ли последние согласились на такие значительные уступки своей территории.
Следует обратить внимание и на другую сторону вопроса о границах. Во-первых, кабардинские земли выделялись не Балкарии в целом, а ее отдельным горским обществам (Балкарии в современном понимании как таковой в то время еще не существовало, об этом уже сказано в печати, и не раз). Во-вторых, выделяемые отдельным балкарским обществам земли не составляли единого массива, а состояли из отдельных участков в разных местах территории Кабарды. Они располагались и на южных, и на северных окраинах, а иногда и в центре Кабардинского лесного массива. Поэтому речь никак не могла идти о новых границах. Ведь северные внешние границы балкарских обществ никак не могли проходить по территории Кабарды так, чтобы кабардинский лесной массив оставался внутри территорий балкарских обществ. К счастью, до такого абсурда предки кабардинцев и балкарцев не дошли. Такие мысли могли возникнуть только у нынешних деятелей, которые не знают предмет спора или, зная, специально фальсифицируют. И в том, и в другом случае это очень плохо, если даже в споре замешаны ученые мужи с докторскими степенями.
Теперь о границах между Кабардой и Балкарией, установленных в 1921 г. Известно, что в 1921-1922 гг. между Кабардой и соседними народами, в том числе и балкарцами, устанавливались границы без согласия самого кабардинского народа и участия его представителей. Кабарда и Балкария независимо друг от друга как отдельные национальные округа вошли в состав Горской АССР. Но разделение между ними было навязано большевиками, сверху. Идея создания коллективной формы национальной государственности, куда бы вошли чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы и карачаевцы самостоятельными округами, была выдвинута и осуществлена ими. Известно, что кабардинские представители возражали против такого объединения, но под нажимом большевистских лидеров (С. М. Кировым, Г. К. Орджоникидзе и др.) они вынуждены были согласиться. Отсутствию у Кабарды желания состоять в такой принудительно сколоченной республике, свидетельствует тот факт, что она очень скоро, раньше чем остальные, покинула ее, несмотря на возражения и угрозы со стороны руководства. Что касается Балкарии, то она вынуждена была вслед за Кабардой выйти из ГАССР и восстановить прежние экономические и прочие связи с кабардинцами, так как для балкарцев это являлось способом существования и единственной возможностью выжить как народ. Другое решение обрекло бы их на застой и нищенское существование. Тогда балкарцы, к их чести, понимали: все, что нужно для поддержания жизнедеятельности народа они могут получить только в Кабарде и через Кабарду. Это не упрек, а суровая правда, с которой должны считаться и сегодня сторонники государственного суверенитета Балкарии.
Таким образом, разделение между Кабардой и Балкарией, которое произошло в 1921 г., не было добровольным выбором для обеих сторон и было настолько кратковременным, что словесно согласованные границы и не имеющие юридического обоснования, нельзя брать за основу при определении границ сегодня. Более того, добровольное возвращение и воссоединение Балкарии (я имею в виду не официальное решение, а итоги проводившихся собраний в балкарских обществах) с Кабардой перечеркивает возможность признания этих границ. Это мнение верно еще и потому, что решение ВЦИК от 1 сентября 1921 г. предусматривало восстановление территории Кабарды в административных границах 1917 г.
Теперь о границах 1944 г. В 1930-1940 гг. между Кабардой и Балкарией не было границ, учитывающих географические и исторические особенности области (республики). В эти годы количество административно-хозяйственных районов и их границы устанавливались часто с целью найти более оптимальные формы руководства народным хозяйством, больше преследующая удобства оперативного решения хозяйственных вопросов и возможностей партийно-административного контроля за деятельностью местных органов власти и жизнью населения. Здесь четко прослеживается стремление создать условия для безотказного функционирования административно-командного руководства республикой. А это руководство меньше всего заботилось об установлении границ, создающих нормальные условия (не ущемляющих интересов сторон) для сохранения языка и культуры народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии. Поэтому районные административные границы 1944 г. нельзя брать за границы между Кабардой и Балкарией, тем более, что они не учитывают этническую территорию балкарцев.
Любой народ вправе создавать свое собственное государство, но он это может осуществить только на своей собственной этнической территории, а не путем аннексии территории соседнего народа. Если речь пойдет об отходе от границ 1863 г., то на это надо спросить разрешение того народа (провести референдум), чьи интересы могут быть ущемлены. Но только возникает вопрос: согласится ли он на это?