double arrow

Территория расселения и землепользования балкарцев (1884-1944)

Год Исходные данные В пересчете в гектары В пересчете в кв. км. В % к исходному показателю
  328 760 дес. 359 170, 3 3 591,7  
  4 386 кв. верст 499 154,1 4 991,5  
1940-1944 5 300 кв. км.* 530 000* 5 300* 147,6
*Включая 26 769 га пастбищных и пахотных земель, прирезанных к Балкарии в других районах КБАССР
Источник: Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: (Сельская община). – Нальчик: Эльбрус, 1997. – С. 31.; Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. – Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа». – 2000. – С. 328-331; Балкарцы: выселение, на спецпоселении, реабилитация. 1944-2001: Документы, материалы, комментарии / Авт.-сост. Х.-М.А. Сабанчиев. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – С. 6-7.

В решении вопросов расселения возвращающихся балкарцев преобладали факторы наличия или отсутствия благоприятных условий для решения жилищных вопросов, для трудоустройства прибывающего населения и для дальнейшего хозяйственного и культурного развития. Об этом свидетельствует докладная записка, представленная бюро обкома КПСС 3 сентября 1956 г., т.е. еще на стадии предварительного обсуждения «вопроса о возвращении балкарцев на место их прежнего жительства». Расселение балкарцев на территории Кабардинской АССР предусматривалось осуществить путем:

а) создания новых колхозов в местах, ранее занимаемых балкарцами, и частично в других местах, в которых они до выселения не проживали;

б) создания совхозов на тех же территориях;

в) подселения балкарцев в кабардинские и русские населенные пункты республики, ощущающие недостаток рабочей силы.

Здесь недостаточно учитывались стремление народа, рассеянного в течение ряда лет по разным областям на чужбине, к компактному расселению прежде всего в местах его исконного обитания. Но никакого принуждения здесь также не было, и если первоначально намечалось почти треть балкарцев расселить в «плоскостных» районах вместе с кабардинским и русским населением, то уже в декабре 1956 г. был утвержден перечень населенных пунктов для размещения почти 32 000 человек, полностью соответствовавший предвоенному ареалу расселения балкарцев в КБАССР.

Нет необходимости доказывать, что весь процесс возвращения был сопряжен с новыми трудностями для балкарского населения. Видимо не все вопросы были решены наилучшим образом и до конца, а в использовании средств допускались отдельные злоупотребления. Но принципиальное политическое содержание тех процессов, которые развивались в Кабардино-Балкарии на рубеже 1950-х – 1960-х годов представляется однозначным – произошла полноценная реинтеграция балкарского народа, в политическую, социально-экономическую, культурную систему единой Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической Республики. Восстановление политического статуса, возвращение к местам проживания, полное равенство с другими народами в гражданских правах, создание необходимых условий для дальнейшего развития национальной культуры – все это в совокупности означало реабилитацию репрессированного балкарского народа.

Это произошло в рамках той же самой политико-правовой системы, в которой ранее имела место депортация народов. В ее же рамках, на равных основаниях и в качественно равноценных условиях продолжилось теперь национальное существование всех народов КБАССР.

Политико-правовая оценка решений 1922 г., определивших территориально-политическую структуру КБАО, и дальнейших административно-территориальных сдвигов в 1920-1950-е гг. возможна с учетом следующих обстоятельств.

Первое. Имеется неразрывная связь между земельными уступками Кабарды и созданием единой КБАО. Поскольку, без второго не могло быть первого, объединение с Кабардой отвечало жизненным интересам балкарского народа. Не случайно, в известных на сегодняшний день документах и в исследованиях историков отсутствуют какие-либо указания на нежелание массы балкарского населения оставаться в составе единой с кабардинцами автономии.

Второе. Территориально-политический статус передаваемых Балкарскому округу земель не менялся, поскольку он входил в состав КБАО на тех же правах, что и любой другой округ.

Третье. Порядок формирования областных органов власти предусматривал не паритет двух «субъектов» КБАО – Кабарды и Балкарии, а паритет трех основных национальных групп населения области.

Четвертое. Оценка тех или иных политических решений и формул должна учитывать не только непосредственные условия момента, но их общий конституционно-правовой контекст. Правовой основой существования КБАО, КБАССР, КБССР, КБР являются в каждом случае действующие конституции СССР, РСФСР, РФ и самой Кабардино-Балкарской республики. Внутреннее развитие Кабардино-Балкарии в решающей степени определялось общим политическим и государственно-правовым развитием Российского государства. Попытки выхватить отдельно взятый акт или момент в этом развитии и превратить его в единственный источник актуальных политических решений неправомерны ни с исторической, ни с политико-правовой точки зрения.

Выводы и рекомендации

1. Территория современной Кабардино-Балкарской Республики сложилась на основе территории исторической Балкарии и части территории исторической Кабарды. Сохранение их этнотерриториальной идентичности в сложных исторических условиях первой половины XIX века, тесная пространственная, хозяйственная и социально-культурная взаимосвязанность традиционных обществ стали предпосылкой выделения особой административно-территориальной единицы (округа) в составе Терской области, включающей кабардинцев и балкарцев, а в советское время – обусловили создание общего для них национально-государственного образования.

2. Официальное, документально оформленное разграничение исторических территорий Кабарды и Балкарии, соответствующее фактическим ареалам расселения и землепользования кабардинцев и балкарцев (этническим территориям) на начало 1860-х годов было проведено и утверждено на высшем государственном уровне Российской империи в 1864 г.

3. Политика царской администрации и советской власти в области земельных отношений и административно-территориального устройства страны, этнодемографические процессы и социально-экономическое развитие привели к тому, что на территории современной Кабардино-Балкарии административные границы муниципальных районов и поселений не соответствуют историческим границам Кабарды и Балкарии, и не представляют собой формы этнотерриториального разграничения каких либо национальных групп населения, в том числе кабардинцев и балкарцев. В области действующих в Российской Федерации политических принципов и правовых норм отсутствуют основания для провозглашения этнического суверенитета отдельного народа над какой либо частью территории КБР, для требований осуществлять административно-территориальное разграничение по этническому признаку, для притязаний отдельных этнических групп на особые права в сфере пользования и распоряжения природными ресурсами.

4. Общественные организации кабардинского народа должны строить свое отношение к сложившейся административно-территориальной структуре республики, исходя:

- из принципов и норм Конституции и законов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, прежде всего в части, регулирующей основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина;

- из сознания своей ответственности за обеспечение преемственности национального существования и незыблемости исторических прав кабардинского народа;

- из анализа складывающейся политической обстановки и тенденций ее развития.

5. При сохранении единства и целостности Кабардино-Балкарской Республики приоритетными являются противодействие любым проявлениям этнического национализма и обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности и всех других обстоятельств, предусмотренных конституциями РФ и КБР, на всей территории КБР, включая историческую территорию Кабарды и историческую территорию Балкарии.

6. При активизации группировок и сил, выступающих с позиций экспансионистского этно-территориального национализма, возникновения перспективы территориально-политического оформления этнических анклавов или даже раскола республики, необходимо провести национальную мобилизацию кабардинского народа и с использованием адекватных средств:

- развеять чьи бы то ни было иллюзии о возможности решать подобного рода вопросы в одностороннем порядке, без участия кабардинского народа;

- сформулировать и проводить в жизнь платформу действий, обеспечивающих незыблемость исторических прав и жизненных интересов кабардинского народа;

- утвердить в качестве единственно приемлемой основы для навязываемого кабардинскому народу территориально-политического размежевания, линию 1864 г., как соответствующую его неотъемлемому праву на сохранение своей исторической территории;

- подтвердить свою неизменную приверженность и искренне следовать принципам равенства прав и свобод человека и гражданина, межнационального мира и согласия, единства и целостности Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, обеспечения стабильности на Юге России и упрочения российского государства в целом;

- сформировать на этой основе систему позитивного взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, руководством Южного федерального округа, со всеми здоровыми силами гражданского общества, чтобы обеспечить развитие ситуации в конституционно-правовом русле и в направлении восстановления гражданского мира в Кабардино-Балкарии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: