Политический распад Руси никогда не был полным

Политическая раздробленность Руси в XII – XIII веках.

Основные термины:

Феодальная раздробленность

Даты:

1097 – Любеческий съезд князей, начало феодальной раздробленности

Причины феодальной раздробленности.

  1. постепенное ослабление власти киевского князя и усиление могущества отдельных местных князей.
  2. развитие городской жизни и превращение целого ряда городов в крупные политические, экономические и культурные центры.
  3. господство натурального хозяйства усугубляло раздробленность, т.к. отсутствовали прочные экономические связи отдельных земель.
  4. достижение феодализмом развитой стадии, превращение феодалов в крупных землевладельцев, способных иметь свой аппарат управлния.
  5. борьба князей за лучшие земли. Княжеские усобицы, разделяы земли между Рюриковичами.

1097 год – Любеческий съезд князей провозгласил новый принцип отношений между собой: «Каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы наследо­вания княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и пере­шли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государ­ства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси.

Последствия феодальной раздробленности.

Положительные

1. рост ремесла и торговли.

2. Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель.

3. выход княжеств на внешнеполитическую арену.

4. дальнейшее развитие культуры.

Отрицательные.

  1. Слабая центральная власть.
  2. Слабая обороноспособность перед лицом внешних угроз.
  3. непрерывные усобицы между князьями.

Политический распад Руси никогда не был полным.

  1. сохранялась власть великих киевских князей, порой формальная она сплачивала Русь.
  2. церковное единство. Церковь осуждала распад Руси, междоусобицы.
  3. языковое единство.
  4. внешняя опасность со стороны половцев.
  5. общее законодательство – «Русская правда»

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных зе­мель, по существу независимых государств. Круп­нейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Нов­городская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киев­ской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Рома­нович, середина XIII в.) при решении важных воп­росов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-эко­номического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчи­ны и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был по­крыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было ста­ринных боярских вотчин и прочных традиций го­родского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решени­ях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостни-ков, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столи­ца княжества была перенесена во Владимир, утвер­дилось новое титулование правителя — «царь и ве­ликий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские по­ходы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-бояра­ми. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176— 1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колы­белью формирования великорусской народности и в недалеком будущем центром сплочения русских зе­мель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Вла-димиро-Суздальского княжества), а торговля и ремес­ло. Местное купечество было полноправным участни­ком торговых операций на северо-западе Европы, тор­говало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностя­ми, мехами, воском. Сила и влияние были сосредото­чены в руках новгородского вече. О его составе исто­рики спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участ­никами веча были так называемые «пятьсот золотых

поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (пра­витель Новгорода), тысяцкие (руководители ополче­ния), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новго­родских монастырей). Вече решало вопрос о пригла­шении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководи­теля. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.

Новгород, таким образом, был аристократиче­ской (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: