double arrow

Внешняя политика Франции в 1995-2005 годах

Весной 1995 г президентом Франция стал лидер голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жак Ширак.

Как и при президенте Миттеране, основным направлением внешней политики Франции при Шираке оставалось европейское строительство.

Участие Франции в европейском строительстве:
Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия XX в. Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы. (Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции)

Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и в первую очередь на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой – тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз.

Франция внесла значительный вклад в формирование благоприятных условий для расширения ЕС. Во второй половине 2000 г, она председательствовала в Европейском совете и подготовила проект договора, подписанного в декабре этого же года на саммите ЕС в Ницце, который положил начало расширению Союза путем вступления в него 10 стран-кандидатов, а также предусмотрел некоторые институциональные реформы.

В мае 2001 г. бывший премьер-министр Л. Жоспен изложил французское видение принципов европейского строительства. Франция склоняется к сильной централизованной власти внутри страны и хочет, чтобы институциональная система Евросоюза базировалась на независимых, суверенных государствах. Именно поэтому Франция высказалась против федеративного устройства ЕС.

Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности. Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. Французское руководство заявило о своем намерении участвовать в работе по обновлению альянса и решению проблем гармонизации действий ЗЕС и НАТО.

В конце апреля 2003 г. на «мини-саммите» ЕС в Брюсселе Франция, Германия, Бельгия и Люксембург заявили о своем желании «подготовить почву для европейской обороны». Участники встречи сразу же оговорились, что не собираются создавать конкуренцию НАТО. В то же время речь снова зашла об автономии ЕС. Четыре участника встречи в Брюсселе предложили другим европейским странам поддержать любое из семи сформулированных ими конкретных предложений, которые включают создание; европейского командования стратегическим транспортом; европейской войсковой части ядерной, бактериологической и химической защиты; европейской системы срочной гуманитарной помощи; европейских центров военного образования; коллективного центра планирования и проведения операций; многонационального генерального штаба, а также выработку предложений для Конвента.

ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ:

Франция была одним из инициаторов подписания Основополагающего акта Россия –НАТО, а впоследствии активно поддержала английскую идею превращения сотрудничества России и НАТО по формуле «19 + 1» в полноценную «двадцатку». Она поддержала также Россию в ее стремлении стать полноправным членом совещаний руководителей стран «большой семерки» и превращения ее в «большую восьмерку». Во время своего председательства в Евросоюзе во второй половине 2000 г. Франция представила рабочую программу для претворения в жизнь «Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России».

Был создан российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности для разработки позиций по тем геополитическим и региональным проблемам, где интересы обеих стран близки или совпадают. На первом же заседании этого Совета 16 ноября 2002 г. обсуждались вопросы, касающиеся Ирака, Ближнего Востока, Северной Кореи, положения на Кавказе. Чеченская проблематика не исчезла из российско-французских переговоров, но острота ее была снята.

По сути, в отношениях России и ЕС Франция добровольно взяла на себя функции представителя последнего. Ширак предложил признать ее «глобальным партнером» Евросоюза. Во Франции раздавались даже голоса в пользу создания «геополитической оси Париж–Берлин–Москва» в целях ускорения сближения России с Европейским союзом.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, БАЛКАНЫ, ИРАК:
Особое внимание Франции к ближневосточному конфликту объясняется тем, что он развивается в зоне ее особых интересов — средиземноморском регионе. Голлистская внешняя политика на этом направлении была традиционно проарабской. После прихода к власти Ширак заявил о поддержке мирного процесса на Ближнем Востоке и осуждении терроризма, откуда бы он ни исходил. Вместе с тем Ширак призвал увеличить финансовую помощь палестинцам, поскольку «мир достигается в результате экономического развития». Он также поддержал принцип «мир к обмен на землю» и стал первым из руководителей Запада, посетивших палестинскую автономию. Активизация «арабского вектора» в политике Франции вновь осложнила ее отношения с Израилем.
Вместе с Россией в сентябре 1997 г. Франция выдвинула инициативу о созыве международной конференции по Ближнему Востоку, которая потребовала бы от конфликтующих сторон взять на себя четкие обязательства в отношении урегулирования и строго их выполнять. США выступили против такой инициативы.

В настоящий момент Франция пытается сблизится с Израилем и пытается сделать всё для воплощения в жизнь плана «дорожная карта».

С приходом к власти Ж. Ширака более определенно проявилось и ужесточение французской позиции в отношении боснийских сербов. Первоначально Франция предпринимала усилия для мирного разрешения косовского конфликта. Однако, когда стало ясно, что европейцы не могут справиться собственными силами с возникшей ситуацией, они вновь обратились за помощью к НАТО, то есть фактически к США. Акцию возмездия в отношении Югославии и персонально в отношении Милошевича, предложенную Соединенными Штатами, поддержали все входящие в НАТО страны – члены ЕС, в том числе и Франция.

Активно включившись в карательные мероприятия НАТО против Югославии, Франция стремилась занять лидирующее положение среди участвующих в них европейцев, надеясь таким образом укрепить свое влияние как в НАТО, так и в ЕС. Естественно, что вклад Франции в военные операции против Югославии был значительно меньше, чем вклад Соединенных Штатов. Но он был значительно больше, чем вклад любой из европейских стран.

Несомненное беспокойство французского руководства вызвало и очевидное стремление Соединенных Штатов к неоспоримому лидерству и созданию мировой системы, где Европе уготована второстепенная роль, а также технологическое отставание европейцев от США, которое с течением времени только увеличится. В связи с этим Франция выступает за «европеизацию» балканского конфликта, которая предусматривала бы контроль европейских сил за его развитием, а затем постепенное включение балканских стран в Европейский союз. Кроме того, она стала высказываться за более активную роль России в урегулировании балканского кризиса. Особенно после обострения ситуации в Македонии.
Французская сторона поддержала территориальную целостность Македонии.


Позиция Франции в отношении Ирака первоначально определялась не столько политическими, как экономическими соображениями. В иракскую нефтяную промышленность вложены огромные деньги французских компаний.
Режим санкций, который ООН применила в отношении Ирака, осложнял деятельность французских компаний в стране и ограничивал снабжение французской экономики иракской нефтью. Именно поэтому Франция постоянно выступала за снятие санкций с Ирака. Правда впоследствии она отошла от требования пакетного снятия этих санкций и стала поддерживать идею так называемых умных санкций, предложенную США и Великобританией.
Когда же нависла угроза войны в Ираке Франция выступили в ООН против принятия резолюции, одобряющей односторонние действия США в Ираке.
Ситуация вокруг Ирака обсуждалась на встрече В. Путина, Ж. Ширака и Г. Шредера в Санкт-Петербурге в начале апреля 2003 г. в разгар войны в Ираке. «Франция, Германия и Россия, − писала французская газета «Le Figaro», − намерены объединить свои усилия, чтобы роль Объединенных наций не свелась только к оказанию гуманитарной помощи, на чем настаивают американцы. Три наших страны намерены бороться за то, чтобы в переходный период Ирак оказался под многосторонним управлением» [16].
Однако французы опасались оказаться на позициях открытого антиамериканизма. Они приняли даже решение, впоследствии нереализованное, о посылке в район боевых действий своих самолетов. Ж. Ширак оказался одним из первых мировых лидеров, кто приветствовал падение режима Саддама Хусейна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: