Основные черты буржуазного права Франции Нового времени

ФРАНЦУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО В НОВОЕ ВРЕМЯ

6 ЧАСОВ

Великая Французская революция. Конституционное и текущее законодательство основных этапов революции.

Консульство и империя Наполеона Бонапарта. Конституция 1799 г.

Легитимная и июльская монархия.

Установление Второй республики в 1848 г. и последующее утверждение Второй империи в 1852 г. Конституции 1848 и 1852 гг.

Революция 1870 г. И восстановление республики. Парижская коммуна 1871г.

Конституционные законы Третьей республики и ее последующее развитие.

Основные черты буржуазного права Франции Нового времени.

-I-

В последней четверти XVIII в. Феодальный строй во Франции стал сковывать развитие производственных сил. И хотя она по-прежнему занимала одно из первых мест в Европе по экономическому развитию, но, оставаясь аграрным государством, все сильнее отставала от Англии. Это во многом было связано с тем, что во Франции носителем новых производственных отношений было только «третье сословие» (в Англии и «новое дворянство») и процесс формирования капиталистических отношений шел значительно медленнее. Слабо развивался внутренний рынок и внешняя торговля. Усиление налогового бремени тяжело сказывалось на промышленниках, купцах, торговцах (первые два сословия практически налогов не платили).

В селе росла денежная рента, и крестьянство разорялось, превращаясь в бродяг и нищих. Отсутствие же серьезного промышленного производства приводило к тому, что им нельзя было найти работу. Поэтому все XVIII столетие характеризуется непрекращающимися крестьянскими восстаниями.

Возглавила же движение третьего сословия за ликвидацию абсолютной монархии и в целом против феодальной системы буржуазия (в Англии и «новое дворянство»). В имущественном отношении французская буржуазия была неоднородной. Наряду с верхушкой, в которую входили банкиры и владельцы единичных крупных предприятий были и средние, и мелкие буржуа, конкретные цели которых имели серьезные отличия.

Вторая важная особенность французской революции – это то, что идеологией революции стала идеология Просвещения, главным смыслом которой было требование «всеобщего и вневременного разума и справедливости».

Прелюдией революции явились народные восстания, вызванные торгово-промышленным кризисом 1787 – 1789 гг. и плохим урожаем 1788 г., который вызвал голод. Сказалась и холодная зима 1788 – 1789гг., когда морозы доходили до -20 Со. В итоге погибли сады, виноградники и т. Д.

Одновременно Франция оказалась на пороге финансового краха. Казна была пуста, государственный долг достиг 4,5 млрд. ливров. Попытка поправить дела, обложив государственными налогами дворянство и духовенство, не удалась. Созванное собрание нотаблей (выбранных королем именитых представителей сословий) отвергло это предложение. И тогда было решено созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 г.

5 мая 1789 г. В Версале, в так называемом зале Малых забав, вступительной речью короля и докладом Ж. Неккера – фактического главы правительства – состоялось торжественное открытие Генеральных штатов, единственным вопросом которых было преодоление финансового кризиса. Состав Генеральных штатов был следующим: 270 представителей от дворян; 291 – от духовенства; 578 – от «третьего сословия». И сразу же произошел раскол по вопросу о порядке проведения заседаний и голосования. В отличии от традиций средневековья «третье сословие» потребовало совместных заседаний, персонального голосования и принятия решений по большинству голосов. Правительство выступило против этого предложения и тогда депутаты «третьего сословия» и примкнувшие к ним представители дворянства и духовенства 17 июня 1789 г. Объявили себя Национальным собранием (представительством всего народа с исключительным правом решения финансово-бюджетных вопросов), а 9 июля 1789 г. – Учредительным собранием, т.е. органом, призванным установить новый политический строй. Попытка его разгона не удалась. На защиту поднялись парижане, создавшие 13 июля 1789 г. Свой орган самоуправления – Парижскую коммуну. 14 июля 1789 г. Была захвачена королевская тюрьма Бастилия. Именно этот день и считается днем начала Великой французской буржуазной революции. В ее ходе выделяются следующие этапы:

  • 14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г. (период конституционной монархии);
  • 10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г. (жирондистская республика);
  • 2 июня 1793 г. – 27 июля (9 термидора) 1794 г. (якобинская диктатура);
  • 28 июля 1794 г. – 9 – 10 ноября (18 – 19 брюмера) 1799 г. Термидорская республика.

А) Конституционная монархия.

Примеру Парижа последовали другие города Франции. Повсеместно создаются новые органы самоуправления – муниципалитеты, которые возглавили представители верхушки «третьего сословия». Со второй половины июля к выступлениям горожан присоединились и сельские жители.

Одновременно повсеместно началось и создание новых вооруженных сил – Национальной гвардии, которая являлась, по сути, территориальным ополчением. Во главе гвардии встал маркиз Лафайет – участник войны за независимость США.

Высшим же органом власти в этот период в стране оказалось Учредительное собрание. Оно в августе 1789 г. Серией решений (с 4 по 11 августа) провозгласило «отмену феодализма». Безвозмездно отменялись церковная десятина, право сеньориальной охоты на полях крестьян, другие личные повинности, сеньориальные суды и т. Д., т. Е. второстепенные повинности. Все земли оставались у феодальных собственников, и крестьяне по-прежнему обязывались выполнять поземельные повинности. Законы лишь разрешили их выкуп. Так же были ликвидированы внутренние таможни, цеховой строй, политические привилегии первых двух сословий и т. Д.

По существу это была революция в социально-правовом отношении.

11 августа 1789 г. Собрание признало Людовика XVI королем французов и восстановителем народной свободы. Этим шагом, указывающим на принцип народного суверенитета, Франция превращалась в конституционную монархию.

26 августа 1789 г. Был принят важнейший документ революции – «Декларация прав человека и гражданина». Она содержала принципы нового общественно-политического строя Франции. Декларация опиралась на положение теории естественного права (труды Вольтера, Дидро, Гельвеция, Руссо, Монтескье, Локка и др.).

Открывается она преамбулой, в которой делается попытка обоснования учения о неотъемлемых правах человека. Затем в семнадцати статьях излагаются «права человека и гражданина».

Статья 1 гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Развивает это положение статья 2, гарантирующая «естественные и неотъемлемые права человека», такие как «свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению». При этом свобода в декларации – это возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы свободы определяются исключительно законом. Отмечены были и несколько видов свобод: индивидуальная, свобода печати, вероисповедания.

Источником верховной власти Декларация объявляла нацию, а закон исходя из этого – выражение «общей воли». Все граждане получали право участвовать в выработке законов, в установлении налогов (либо лично, либо через своих представителей). При этом все налоги должны были распределяться в зависимости от состояния граждан. Провозглашалось равенство всех перед законом и свободный доступ ко всем должностям.

Декларация уделила внимание и вопросам защиты граждан. Так статьи 7, 8 ограждали граждан от произвольных арестов, а в статье 9 содержалась формулировка принципа «презумпция невиновности».

Заключительная 17-я статья провозглашала собственность неприкосновенной и священной: «так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения».

Декларация была очень прогрессивной для своей эпохи документом, но ее положения очень абстрактны. И разные слои общества понимали их по-своему. Так крестьяне поняли ее как обещание разделить дворянскую землю; горожане – уменьшить безработицу, понизить цены; буржуазия – сохранить свою собственность и т. Д. О том же как понимали их лидеры Учредительного собрания, говорит то, что в декабре 1789 г. Был принят декрет, по которому вводился имущественный и другие цензы для избирателей. В итоге все население было разделено на активных и пассивных. Отдельный и еще более высокий ценз был установлен для получения права быть избранным. Все это не соответствовала принципам Декларации.

Учредительное собрание занималось и другими вопросами законодательства. Так были приняты следующие важнейшие законы:

Ø декабрь 1789 г. – о передаче церковного имущества в распоряжение нации;

Ø январь 1790 г. – декрет о новом административном делении (83 департамента, которые, в свою очередь, делились на округа (дистрикты), далее на кантоны, а затем коммуны (общины)). Управление повсюду осуществляли выборные органы, автономные в решении местных дел;

Ø июнь – ноябрь 1790г. – реформа церкви. Она была лишена своего привилегированного положения в обществе. У нее изымалось право регистрации актов гражданского состояния, законным признавался только гражданский брак. Были уравнены права католиков и протестантов, сокращено число приходов, священников теперь избирали сами прихожане, и за службу они стали получать жалование от государства. Всякое административное подчинение французской католической церкви Ватикану было уничтожено;

Ø судебная реформа. Создавались новые судебные учреждения: в кантоне – мировой суд; в округе – суд дистрикта; в департаменте – уголовный суд. Для всей страны были созданы единый Кассационный суд и Верховный суд. В компетенцию последнего входили: преступления, совершенные высшими должностными лицами и преступления против государственной безопасности. Судьи всех инстанций были выборными (на основе имущественного ценза и ряда других ограничений) и судили с участием присяжных.

Ø в марте и мае 1790 г. Были приняты декреты, определившие весьма тяжелые условия выкупа повинностей, связанных с пользованием господской землей. Так выкуп доходил до 20 – 25 годовых рент.

Все это можно оценить как «положительные» моменты. Но были и другие законы. Так в ответ на участившиеся стачки и активное создание союзов и обществ, объединявших в первую очередь наемных рабочих; 14 июня 1791 г. Был принят закон Ле-Шапелье (по имени докладчика), который запретил рабочим объединяться в союзы и проводить стачки. Нарушившие его должны были подвергаться различным наказаниям: высоким штрафам, тюремному наказанию, лишению прав активного гражданства.

В 1791 г. На основе Декларации прав и свобод человека и гражданина была принята Конституция. Ее разработка шла с 1789 г., но по разным причинам Учредительное собрание не смогло ее утвердить. Чтобы решить эту проблему, решено было создать специальную комиссию по отбору и систематизации уже существовавших конституционных актов. В итоге появился свод законов, который и лег в основу проекта, утвержденного 3 сентября 1791 г.

По Конституции во Франции было установлена конституционная монархия. Законодательная власть вручалась однопалатному Национальному (Законодательному) собранию (корпусу), избираемому на два года. Король не имел права его роспуска, и депутаты обладали правом неприкосновенности. К компетенции Национального собрания было отнесено: 1) законодательство; 2) учреждение и упразднение государственных должностей; 3) высшая финансовая политика; 4) решение вопросов войны и мира, внешние отношения; 5) ряд вопросов в области юстиции.

Избрание депутатов происходило в ходе двухстепенных выборов, к участию в которых допускались только «активные» граждане – французские подданные с 25-летнего возраста, проживающие в данном кантоне не менее 1 года, уплачивающие налог в размере оплаты не менее 3-х рабочих дней, не находящиеся в услужении и внесенные в списки Национальной гвардии. Этим требованиям соответствовала только половина взрослых мужчин, проживавших во Франции.

Выборщиками же могли стать только те, чьи доходы в зависимости от места проживания колебались от 100 до 200 рабочих дней или же если ценность нанимаемого или арендуемого ими имущества была не ниже стоимости 400 рабочих дней. Таких было примерно 50 тыс. человек из 8 – 9 млн. французов.

Исполнительная власть вручалась наследственному королю и назначаемым им министрам. Король стоял во главе вооруженных сил, назначал часть командного состава, утверждал высших чиновников. Король обладал правом «задерживающего вето», т.е. на время мог отклонить одобренные Собранием законы. В тоже время все его распоряжения приобретали силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за это решение.

В остальном Конституция закрепила уже проведенные изменения, такие как новое административное деление, судебную реформу и т.д.

Главное же состоит в том, что Конституция 1791 г. Официально закрепила важнейший принцип построения государства – принцип разделения властей.

Если же сравнивать ее с Декларацией 1789 г., то это явный шаг назад. Так равенство всех перед законом заменялось политических неравенством (вводился высокий имущественный избирательный ценз). В целом же Конституция закрепила идеалы крупной буржуазии, для которой теперь революция была завершена.

1 октября 1791 г. Собралось Национальное собрание. Избранные в него депутаты представляли в основном интересы буржуазии. И первоначально (осенью и зимой 1791 г., весной 1792 г.) никаких крупных изменений ими не предпринималось. Но именно в течение этого времени сложились основные группировки, выражавшие интересы разных слоев буржуазии:

Ø фельяны – сторонники конституционной монархии, выражавшие интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Название группировка получила в честь монастыря ордена фельянов, где проходили ее заседания. Они представляли «правую» часть Собрания (264 человека);

Ø «левую» часть составляли 136 депутатов (члены в основном Якобинского клуба и Клуба кордильеров), которые считали революцию незаконченной. Но левые были не едины. Часть из них «жирондисты» (лидеры из департамента Жиронда) выражали интересы новых групп буржуазии (крупная буржуазия: купцы-оптовики, судовладельцы, промышленники крупных городов; часть средней торгово-промышленной буржуазии). Другая, более левая часть, критикующая жирондистов, - «монтаньяры» («горцы»). Они считали, что жирондисты не считаются с интересами народа, мелкой буржуазии.

Ø центр (345 человек) «независимые», которые колебались между «левыми» и «правыми».

До 1792 г. В Национальном собрании преобладали фельяны. Но летом 1792 г. Против Франции двинулись войска Австрии и Пруссии. Внутри страны зрели контрреволюционные заговоры, связанные с королевским двором. Интервенты подступали к Парижу. Резко усилились антимонархические настроения, особенно после попытки бегства короля. Во главе его встала Парижская коммуна, орган самоуправления столицы, а вернее созданная в ночь на 10 августа 1792 г. Повстанческая Парижская коммуна. 10 августа 1792 г. Был взят штурмом королевский дворец. Людовик XVI был обвинен в заговоре против революции и взят под стражу. Так закончился первый этап революции.

Б) Жирондистская республика.

После этих событий жирондисты, получившие преобладание в Национальном собрании, принимают решение о созыве Национального Конвента с конституционной властью. До его созыва управление переходило к чрезвычайному органу – Исполнительному комитету из 6 человек, во главе с Дантоном.

Уже 11 августа 1792 г. Вступил в силу новый избирательный закон, по которому было введено всеобщее избирательное право. К выборам допускались все французы старше 21 года с годичным цензом оседлости, живущие на доходы или трудовой заработок, но не являющиеся прислугой. Право же стать выборщиками и депутатами получали лица с 25 летнего возраста. В остальном требования были такими же.

В сентябре прошли выборы в Конвент. Из 783 депутатов около 200 являлись жирондистами, около 100 якобинцами (монтаньярами). Остальные были не последовательны в своих взглядах – «болото» или «равнина».

Собравшийся 21 сентября Конвент на первом же заседании провозгласил отмену монархии и аннулировал Конституцию 1791 г. На следующий день вышло постановление о перенесении новой избирательной системы на местный уровень и на низшую юстицию. Было решено провести перевыборы всех органов местного самоуправления и судей.

25 сентября 1791 г. Франция была объявлена единой и неделимой республикой.

С 11 декабря 1792 г. По 17 января 1793 г. Проходил суд над королем, по итогам которого Людовик XVI был признан виновным в предании интересов нации и нарушении Конституции. 21 января 1793 г. Он был казнен. Этот суд важен потому, что он сопровождался идейной переменой, очень важной для последующего движения политического уклада. В ходе него было признано, что Национальный Конвент есть выражение всей нации и вправе возлагать на себя полномочия суверенной власти.

Для жирондистов революция по существу была завершена. И только под давлением масс были приняты: закон о максимуме цен на зерно (в то время как население требовало всеобщего максимума); о налоге на богатых; о пресечении контрреволюционных беспорядков; о Революционном трибунале и Комитете общественной безопасности.

При жирондистах шла работа и по созданию новой Конституции. Но принять ее они не успели. Воспользовавшись военными и внутриполитическими проблемами жирондистского правительства, якобинцы организовали новое выступление Парижской коммуны 31 мая – 2 июня 1793 г. Видные депутаты-жирондисты были арестованы, и лидерство в Конвенте перешло к якобинцам.

Так закончился второй этап революции.

В) Якобинская диктатура.

Свое правление якобинцы начали с принятия популярных мер. Так уже 3 июня 1793 г. Был издан закон о продаже крестьянам на льготных условиях земли, конфискованной у контрреволюционеров. 17 июля 1793 г. Появился закон о безвозмездной ликвидации всех феодальных повинностей. В результате хотя и не исчезло крупное землевладение, но многие крестьяне превратились в свободных земельных собственников.

Якобинцы приняли в первые дни своего правления и ряд других важнейших документов, среди которых и новая Конституция. Произошло это 24 июня 1793 г. Она представляла собой принципиально новый политико-правовой документ и по своим принципам, и по избранному направлению в организации государственной власти. Строилась она во многом на крайне радикальных, нежизнеспособных идеях. В итоге рядом с формальной Конституцией, появилась другая, – фактическая, на совершенно других принципах.

Итак, Конституция после одобрения Конвентом была вынесена на всенародный референдум (август 1793 г.), где ее поддержали 1,8 млн. граждан. Против - 17 тыс.

Состояла Конституция из двух частей: Декларации прав и свобод человека и гражданина и Конституционного акта. Своей теоретической основой она имела учение Руссо о народном суверенитете.

Декларация 1793 г. Развивала положения Декларации 1789 г.: государство установлено для реализации человеком его естественных и неотъемлемых прав – равенство, свобода, безопасность, собственность, и действий на основе общественно-полезной законности. Но было и новое. Так в социальной сфере провозглашалась свобода труда и занятий; гарантировалось социальное обеспечение (в случае неспособности к труду) и образование, и т. Д.

В политико-правовом отношении по существу был абсолютизирован принцип народного суверенитета. Именно поэтому и появилось право народа на «пересмотр, преобразование и изменение Конституции». Появилось и право (и обязанность) народа на сопротивление угнетению и перемену правительства в случаях «угнетения хотя бы одного члена общества». Восстание провозглашалось «священнейшим правом и неотложной обязанностью» народа.

В Конституционном акте подтверждалось установление во Франции республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Устанавливалось всеобщее избирательное право для всех мужчин с 21 года с учетом оседлости в 6 месяцев.

Граждане, организованные в первичные собрания, должны были избирать депутатов Законодательного корпуса (1 депутат от 40 тыс. граждан), а через выборщиков (от 200 граждан один выборщик) членов местной администрации и судей.

Законодательный корпус избирался на один год и состоял из одной палаты. По Конституции он имел право предлагать законы и издавать декреты. Законы в качестве своего предмета имели: «Гражданское и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами республики; национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чеканку и наименование монет; род, размер и порядок взыскания налогов; объявление войны; каждое новое общее деление французской территории; народное просвещение; государственное чествование памяти великих людей», т. Е. наиболее важные вопросы. Все остальное относилось к предметам декретов. При этом если законы после выработки их Законодательным корпусом отправлялись на рассмотрение и утверждение первичных собраний, то для декретов этого не требовалось.

Функции правительства возлагались на Исполнительный Совет, который должен был состоять из 24 членов и ежегодно наполовину обновляемых. Исполнительный Совет должен был избираться в ходе трехстепенных выборов: первичные собрания избирали выборщиков, собрание выборщиков каждого департамента избирало одного кандидата; Законодательный корпус выбирал членов Исполнительного Совета по общему списку кандидатов, избранных всеми департаментами. Ведению этого органа подлежало «руководство общим управлением и наблюдение за ним», исключительного «во исполнение законов и декретов Законодательного корпуса».

Но вступление этой Конституции в силу было отложено «до наступления мира»», а на практике сложилась особая система государственных органов.

Высшим органом государственной власти являлся Конвент. Он обладал законодательной властью и одновременно управлял страной с помощью системы разных комитетов и комиссий. Важнейшую роль среди них играли Комитеты общественной безопасности и общественного спасения. Членов обоих комитетов назначал Конвент.

В Комитете общественного спасения было обычно от 12 до 15 человек. Они переизбирались ежемесячно, но состав его почти не менялся. Создан он был в апреле 1793 г. И первоначально его возглавлял Дантон. После июньского переворота его сменил Робеспьер. Комитет руководил внутренней и внешней политикой осуществлял текущее управление. Ему были подчинены все конституционные республиканские органы (Исполнительный Совет, министры), высшие должностные лица, административные учреждения, главнокомандующие армиями. Для лучшего контроля в составе Комитета были организованы секции, каждой из которых вменялось в обязанность надзирать за работой своего министра.

Что же касается Комитета общественной безопасности (создан еще в октябре 1792 г.), то он выполнял задачу борьбы с контрреволюцией. В его ведении были полиция и тюрьмы.

Для суда над врагами республики был учрежден Революционный трибунал с ускоренным судопроизводством, с окончательным приговором и единственным наказанием – смертная казнь.

На местах действовали революционные комитеты, народные клубы и общества. Для контроля деятельности на места высылались специальные национальные агенты или же наделенные чрезвычайными полномочиями комиссары Конвента.

За время своего правления якобинцы провели и другие важные мероприятия. Так кроме упоминавшихся законов в аграрной сфере были изданы: декреты об оказании помощи безработным и многодетным семьям; по требованию рабочих вначале были установлены максимальные цены на зерно, муку фураж (11 сентября 1793 г.), а затем (29 сентября 1793 г.) появился декрет «О всеобщем максимуме». Якобинцы ввели продовольственные карточки и это, вместе с декретом «О максимуме» позволило улучшить положение в городах.

Якобинцы приняли и такое важнейшее решение как отмена рабства в колониях и наделение их жителей правами французских граждан.

Якобинцы создали и реальную Революционную армию, которая стала одерживать победы на фронтах.

Но к началу 1794 г. Взгляды якобинцев стали расходиться с мнением большинства населения. Режим полностью превратился в авторитарный. Революционный террор окончательно вышел из-под контроля и захлестнул страну. Всякий несогласный и неугодный оказывался «подозрительным» или «врагом народа». Начались массовые злоупотребления.

Да и в самом якобинском блоке произошел раскол. Началось устранение «конкурентов». Были казнены представители радикального крыла – Эбер и его сторонники; затем Дантон с приверженцами. Насильственно изменен состав Парижской коммуны.

В итоге к лету 1794 г. От якобинцев окончательно отошла буржуазия, которая мирилась с их деятельностью пока была угроза реставрации абсолютизма. Теперь же положение республики было прочным.

Отвернулось и крестьянство. Оно поддерживало якобинцев во время их земельных преобразований. Теперь это было уже сделано, а крестьяне оказались недовольны твердыми ценами на продукты.

Политическим террором, сохранением закона Ле-Шапелье, казнью своего лидера Эбера были недовольны горожане.

Так постепенно исчезла какая-либо социальная опора якобинцев. Центристы во главе с Тальеном и Баррасом, при опоре на армию и новый генералитет, подготовили заговор. 26 – 27 июля (8 – 9 термидора) 1794 г. Конвент санкционировал термидорианский переворот. Якобинская диктатура пала. Ее лидеры были казнены.

Г) Термидорианская республика.

В результате переворота власть перешла в руки более умеренного революционного крыла, для которого идеалы собственности, порядка и конституции являлись непререкаемыми. 10 термидора вне закона были объявлены все уцелевшие якобинцы. Вскоре были казнены и сторонники восстановления Парижской коммуны.

В течении года (июль 1794 – август 1795 гг.) Конвент ликвидировал все важнейшие административные и политические институты диктатуры. Затих террор. Трибунал был упразднен. В целях преодоления экономического и финансового кризиса отменено социально-регулирующее законодательство якобинцев.

22 августа 1795 г. Была утверждена новая Конституция. Она провозгласила республиканский строй на основе строгого разделения властей, преобладания Законодательного корпуса.

Конституция состояла как бы их двух частей. Начиналась она с Декларации гражданских прав, из которой были исключены многие принципы 1793 г. В тоже время появились положения о гражданских обязанностях: не вредить другому, делать добро, соблюдать законы и семейный долг. Особое внимание уделялось свободе собственности.

Что же касается государственного строя, то Франция оставалась республикой. Законодательная власть вручалась Законодательному корпусу, состоящему из двух палат: нижней – Совета 500 и верхней – Совета старейшин.

Совет 500 составлялся из депутатов, выбранных путем двухстепенного голосования по особым департаментским собраниям, на основе всеобщего избирательного права для французов старше 21 года (ценз оседлости 1 год). Для выборщиков устанавливались повышенные имущественные и возрастные цензы.

Совет старейшин (250 человек) состоял из делегатов от департаментов.

Для членов всего Законодательного корпуса были установлены повышенные имущественный, возрастной и оседлости цензы. Совет 500 обладал законодательной инициативой. Утверждались законы во второй палате.

Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов, назначаемым Законодательным корпусом. Главы не было. Каждый председательствовал по 3 месяца. Ежегодно состав Директории обновлялся за счет замены одного из ее членов. Директория ведала вопросами безопасности, армией, назначением должностных лиц. Реальное управление ведомствами вручалось 6 – 8 министрам, назначавшимися Директорией.

Управление департаментами было децентрализовано. Округа ликвидированы. Полномочия местных выборных властей сокращены. Например, Директория могла отменять их решения.

По существу на этом и заканчивается история Великой французской буржуазной революции, ставшей самым знаменательным событием Нового времени. Выработанные в ее ходе конституционные и правовые формы приобрели всемирное значение, стали основой для дальнейшей модернизации государственного и правового уклада.

Что же касается дальнейших событий, то правление Директории называют обычно «политикой качелей», так как она шла на соглашение то с правыми, то с левыми. Но это не могло продолжаться долго. Нужна была стабильность. И ее многие видели в сильной власти. Здесь на «гребне волны» оказался генерал Наполеон Бонапарт. Он, опираясь на войска, при поддержке двух членов Директории и части Совета старейшин разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию (18 – 19 брюмера или 9 – 10 ноября 1799 г.). Управление в стране было передано трем консулам, а реально – первому консулу Бонапарту.

-II-

Переворот во много удался потому, что его поддержала буржуазия и крестьянство, которым была обещана защита собственности, в том числе и на землю, и которые были разочарованы в способности Директории навести порядок.

Итак, следующий период в истории Франции – период консульства Наполеона (9 – 10 ноября 1799 – 18 мая 1804 гг.).

Сложившийся режим закрепила Конституция 1799 г. В ней был установлен своеобразный республиканский строй с преобладанием исполнительной, по существу, единоличной власти

Конституция формально восстановила всеобщее избирательное право (с 21 года, при самостоятельном статусе и цензе оседлости в 1 год). Но реально его не было, так как низовые избиратели участвовали в выборах органов государственной власти только косвенно. Утвердившеюся систему выборов историки-правоведы называют «представительством по плебисциту».

Выборы проводились по коммунам. Первичный «коммунальный округ» избирал из своей среды 1/10 граждан. Затем они собирались в собрании дистрикта и избирали следующую 1/10. Далее тоже происходило на уровне департамента, а затем формировался «национальный список», из которого назначались члены Законодательного корпуса и других институтов государственной власти. Списки нотаблей избранных на первых уровнях служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей.

Законодательную власть должны были совместно осуществлять 4 органа: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус, Охранительный сенат. Прохождение законопроектов обставлялось сложнейшей процедурой: составлялись и редактировались они Государственным советом, обсуждались в Трибунате, принимались или отвергались (без прений и поправок) Законодательным корпусом; Охранительный сенат утверждал.

Члены Государственного совета назначались первым консулом, члены Трибуната и Законодательного корпуса назначались Сенатом. Сенат состоял из пожизненно назначенных членов, которые в дальнейшем должны были выбирать новых своих членов из кандидатов, предложенных консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом. Сенат также избирал членов Верховного суда и консулов.

Именно трем консулам была вручена исполнительная власть. Их имена закреплялись в Конституции. Они избирались на 10 лет. Реальная власть была у первого консула (Бонапарта). Он обнародовал законы, составлял Государственный совет и правительство, назначал всех должностных лиц, объявлял войну и заключал мир. Второй и третий консулы имели только совещательный голос при «других правительственных актах».

Итак, Конституция по существу покончила с подлинным парламентским строем. Но и консулат был переходной политической формой.

Затем Наполеон достаточно быстро осуществил переход к империи.

Через год в целях укрепления власти (17 февраля 1800 г.) было ликвидировано все местное самоуправление. Она перестала быть выборным, вводилось единоначалие, автономия заменена централизацией. Все должностные лица были подчинены первому консулу.

Успешная финансовая реформа (1800 г. – основал банк Франции, в 1803 г. – денежная реформа, был введен франк) оздоровила экономику. Были подавлены все мятежи, удачно закончены переговоры с римской церковью.

Все эти удачи позволили в 1802 г. По итогам плебисцита ввести в действие сенатус-консульт, по которому первый консул мог выбирать себе приемника, представлять кандидатов на должности 2-го и 3-го консулов, созывать Сенат, распускать Законодательный корпус и т. Д. Но главное, Наполеон объявлялся пожизненным консулом. Одновременно были увеличены и права Сената.

Состоявшийся же 18 мая 1804 г. Третий референдум утвердил новую редакцию Конституции, главной идеей которой являлась наследственная власть Бонапарта.

Конституция X (1804 г.) преобразовала Францию в империю. В ней звучало: «Управление республикой вверяется императору». Власть его была наследственной по мужской линии. Компетенция императора: обнародование сенатус-консультов и других законов, председательство в Сенате и Государственном совете, назначение министров и других должностных лиц, ведение внешней политики. Он мог принимать или отвергать представления Сената о законах, толковать законы, подписывать приговоры Верховного суда и т. Д. Все правосудие осуществлялось от его лица. Он же назначал и высших судей. Император мог издавать декреты по разным законодательным вопросам, в том числе и в обход полномочий Законодательного корпуса.

Система законодательных учреждений в целом сохранилась. Однако, уже с 1802 г. Глава республики получил право созывать их по своему усмотрению. В правление Наполеона Законодательный корпус и Трибунат не созывались по нескольку лет. Согласно авторитетному разъяснению, «первый представитель нации – это Император». Идея народного представительства была видоизменена по образцу римских цезарей. В итоге возник новый абсолютизм.

При императоре действовал свой двор, имевший как парадное, так и административное значение. Шесть высших сановников империи составляли верховный совет императора.

Все представительные органы превратились в законосовещательные институты.

Важнейшую же роль стал играть Тайный совет, из высших должностных лиц, имевших доверие императора. Он обсуждал проекты законов, вопросы помилования, ратификации договоров и соглашений.

Государственный совет был реорганизован и разделен на 6 секций (законодательную, военную, финансовую, внутренних дел, морскую, торговую), каждая из которых сосредоточилась на новой для государства административной юстиции.

Трибунат вначале был реформирован, а затем в 1807 г. Упразднен. Его полномочия переданы трем законодательным комиссиям.

В Сенате были созданы две политико-правовые комиссии: 1) комиссия личной свободы (по проверке законности предварительных арестов); 2) комиссия свободы печати. Но они фактически не действовали.

Реальная власть переместилась в систему исполнительной власти, связанную с министерствами. Именно министерства стали важнейшей частью центрального аппарата. Министры работали под прямым началом императора. К 6 министерствам времен Директории (Иностранных дел, Финансов, Полиций, Юстиции, Внутренних дел, Флота и колоний), были добавлены: Казначейство, Министерство военного управления, Министерство мануфактур и торговли, Министерство культов, Министерство образования, Государственный секретариат (как «Министерство министерств»).

Были также созданы специальные ведомства по управлению и взиманию акцизов, охране лесов, кораблестроению и т. Д.

Как уже ранее говорилось, никакого местного самоуправления не существовало.

В целом же в своей внутренней политике Наполеон опирался на армию, в первую очередь – личную гвардию.

Важную роль играл и полицейский аппарат, в особенности тайная полиция, наделенная почти неограниченными полномочиями.

В итоге сложился режим государственного авторитаризма (цезаризм) с централизацией власти, военной администрацией, отказом от политического либерализма, ограничением гражданских свобод в стране.

Империя Наполеона I, получившая название Первой империи, просуществовала до 1814 г. В 1812 г. Ее войска были разгромлены в России, а в 1814 г. Союзные войска (Австрии, Англии, Пруссии, России) оккупировали Францию. 31 марта 1814 г. Они вошли в Париж. Империя рухнула.

-III-

Наполеон был арестован и сослан на о. Эльбу. Сенат же, еще ранее вошедший в контакт с союзниками, 6 апреля 1814 г. Призвал на престол брата казненного в 1793 г. Короля под именем Людовика XVIII (понятно, что с одобрения союзников). Дальнейшие попытки Сената сохранить свои права, а также права наполеоновской бюрократии, а в политическом смысле заключить своего рода договор нации и короля (в виде конституции) были отвергнуты Людовиком. В мае 1814 г. Он принял власть в качестве приемника свергнутой монархии «старого режима». Так произошла первая реставрация (6 апреля 1814 г. – 20 марта 1815 г).

Тем не менее всем было понятно, что возврат к полному абсолютизму не возможен. 4 июня 1814 г. Людовик обнародовал Конституционную Хартию, за основу которой были взяты институты английской парламентской монархии. Но в 1815 г. Наполеон бежит с о. Эльба и при поддержке части армии входит в Париж. Здесь он продержался ровно 100 дней (20 марта – 22 июня 1815 гг.). Попытки привлечь симпатии знати и союзников не удались. В битве при Ватерлоо он был разбит и 22 июля происходит вторая реставрация.

6 июля 1815 г. Была вновь восстановлена и Хартия 1814 г. Согласно ее новая монархия провозглашалась «конституционной» и «легитимной».

Поэтому данный период и называют периодом «легитимной монархии».

Согласно Хартии особа короля объявлялась неприкосновенной и священной. Ему вручалась вся полнота исполнительной власти. Он назначал на должностные посты в армии, полиции, суде. От его лица осуществлялась юстиция, но судьи были несменяемы. Только королю принадлежала законодательная инициатива. Он издавал и обнародовал законы. В обход парламента он мог издавать указы. Король собирал и распускал парламент. В его полномочия полностью входили вопросы внешней политики. Монарх был полностью безответственен.

Официальная законодательная власть принадлежала двухпалатному Законодательному корпусу (парламенту). Верхняя палата – Палата пэров – назначалась монархом. Этот орган был не столько законодательным, сколько судебным и контролирующим (ему поручалось расследовать случаи государственной измены и нарушения безопасности). Нижняя – Палата депутатов, избиралась населением, специальными коллегиями, из лиц с высокими возрастным (старше 40 лет) и имущественным (выше 1 тыс. франков ежегодных налогов) цензами.

Избирателями же могли быть лица с 30 лет и платившие не менее 300 франков годового налога.

В целом же парламент мог только просить короля об издании закона, а затем вотировать законопроекты, причем голосование было секретным.

В социально-политическом порядке Хартия сохранила ряд революционных принципов: равенство всех перед законом, гарантия личной свободы, свобода вероисповедания, печати, неприкосновенность и неотчуждаемость собственности. В тоже время католицизм стал официальной религией, дворянству возвращались земли национального фонда (распроданные остались у новых владельцев).

В 1824 г. На престол вступил Карл X. С его воцарением усилилась реакция. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа. В интересах дворянства был утвержден закон о компенсации всем дворянам-эмигрантам понесенных ими убытков. Это повлекло увеличение налогов. Новое аграрное законодательство 1827 г. Спровоцировало крестьянские волнения. Росла либеральная оппозиция.

Правительство попыталось подавить недовольство. Был распущен в 1830 г. Парламент и изданы ордонансы (королевские указы, не требующие утверждения парламентом), реально направленные на ликвидацию конституционной монархии: об уменьшении числа депутатов в нижней палате вдвое; об уменьшении ее прав по контролю над правительством; о введении цензуры; о запрещении манифестаций и собраний.

Ответом населения было Парижское восстание, известное как Июльская революция. Оно продолжалось три дня (с 27 по 30 июля 1830 г.). Карл X был свергнут и бежал. 30 июля 1830 г. Депутаты распущенной нижней Палаты провозгласили «временным наместником герцога Луи Филиппа Орлеанского, находившегося в родстве с Бурбонами и связанного с финансово-банковскими кругами. Вскоре он был коронован в качестве нового короля.

Так возникла «июльская монархия (7 августа 1830 – 24 февраля 1848 гг.). Это была парламентская монархия с большей политической либерализацией: ограничены права католического духовенства, сокращены компенсации дворянству, отменена цензура, возрождено местное самоуправление и т. Д.

14 августа 1830 г. Была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия», ограничивались права короля, в частности, в отношении возможности приостановления законов.

Организация парламентской власти была сохранена. В тоже время обе палаты получили право законодательной инициативы. Звание пэров стало пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сократилась вдвое.

Согласно законов 1831 г. Были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей и депутатов.

Таким образом, обе монархии достаточно схожи между собой. В тоже время вторая – более либеральная. У них и различные группы поддержки. Если легитимная строилась на союзе дворянства и крупной буржуазии, в котором главную роль играло дворянство, то июльская монархия выражала интересы в первую очередь финансовых магнатов. Об этом заявил сам Луи Филипп при коронации: «Отныне Францией править будем мы – банкиры».

В тоже время в годы июльской монархии Франция сделала еще один шаг в развитии парламентаризма – правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

-IV-

В 40-е гг. XIX в. Во Франции резко обостряются социальные противоречия. Значительная часть населения переходит в оппозицию режиму «июльской» монархии. В 1846 – 1847 гг. положение обостряется вследствие неурожая и мирового экономического кризиса. Сыграли роль и внешнеполитические просчеты правительства.

Недовольство его политикой вызвало народные демонстрации, а затем и восстание (22 – 24 февраля 1848 г.) в Париже.

24 февраля 1848 г. Восставшие штурмом взяли королевский дворец. Луи Филипп отрекся от престола в пользу своего внука. Но повстанцы выступили против сохранения династии и выдвинули лозунг свержения монархии. Под их давлением Палата депутатов передала власть Временному правительству, в котором преобладали буржуазные республиканцы. 25 февраль 1848 г. Это правительство провозгласило Францию республикой. Так начался период Второй республики (25 февраля 1848 – ноябрь 1852 гг.).

Правительство сразу же в качестве уступки рабочим предприняло ряд шагов: закреплено право на труд; созданы «национальные мастерские», т. Е. организованы оплачиваемые (2 франка в день) общественные работы для безработных; сокращен рабочий день (Париж до 10 – 11 часов, провинция 12 – 11 часов); снижены цены на хлеб.

Но одновременно правительство занялось реформированием армии. В итоге была создана верная ему наемная «мобильная гвардия».

В целях улучшения финансового положения был увеличен до 45% прямой налог на земельных собственников. Особенно сильно он ударил по крестьянству, чем вызвал у него разочарование в республике. По стране распространялись слухи о том, что весь налог уходит на содержание национальных мастерских, чем был внесен раскол в отношения крестьян и рабочих.

4 марта 1848 г. Был издан закон о введении всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 месяцев).

23 апреля 1848 г. Состоялись выборы в Учредительное собрание, на которых победили умеренные буржуазные республиканцы (500 из 880). 4 мая Собрание начало работу. Была создана Исполнительная комиссия из 5 человек. Ее задача - временно заниматься правительственными делами.

Но постепенно влияние парижских рабочих стало падать. Их попытка повернуть ситуацию в выгодное для себя положение не удалось. Восстание под социалистическими лозунгами было подавлено (июнь 1848 г.). Одновременно в провинции стали расти монархические настроения.

В таких условиях 4 ноября 1848 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию. Франция провозглашалась республикой.

Законодательная власть принадлежала однопалатному Национальному собранию, состоящему из 750 членов, избираемых на 3 года на основе всеобщего избирательного права (с 21 года) при прямой и тайной подаче голосов.

Исполнительную власть должен был осуществлять Президент, избираемый населением на 4 года, без права переизбрания на второй срок подряд. Президент считался главой государства, руководил работой должностных лиц, обладал правом законодательной инициативы, руководил армией и внешней политикой. Президент мог быть смещен при определенных нарушениях, но Национальное собрание не имело реальной силы для этого. Президент не мог распустить Собрание и отменить принятое им решение. Отсрочка Президента могла быть отменена Собранием.

Конституция создала совещательный орган – Государственный совет и наделила его правом заниматься выработкой проектов законов, административным контролем. Члены его назначались Законодательным собранием сроком на 6 лет.

Остальные органы управления серьезных изменений не претерпели.

В Конституции была и специальная глава, посвященная демократическим правом и свободам граждан – слова, печати, собраний, вероисповедания и т. Д. Устанавливались и законные гарантии личной неприкосновенности, в том числе запрещением смертной казни.

В декабре 1848 г. Президентом Франции был избран Луи Наполеон, который приобрел популярность особенно в среде селян, благодаря своему родству (племянник) с Наполеоном Бонапартом и обещаниям уменьшить налоги и обеспечить дешевый кредит. При этом он не скрывал своих бонапартистских позиций. Одновременно с выборами президента прошли и выборы депутатов Национального собрания, где 2/3 мест заняли монархисты и бонапартисты. Таким образом, переход к монархии был предопределен.

В декабре 1851 г. При опоре на «партию порядка», т.е. желавших возврата к монархии и установления сильной власти, Луи Наполеон разгоняет Национальное собрание. Произошло это 2 декабря 1851 г. На основании декрета, в котором президент «именем французского народа» распускал собрание и предлагал изменения в Конституцию. Декрет предлагал продлить полномочия президента до 10 лет, сделать министров ответственными перед ним, восстановить Сенат, увеличить значение Государственного совета.

Выступления противников переворота были подавлены силой и в январе 1852г. Появилась новая Конституция, по которой вся полнота власти сосредотачивалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он приобрел прямое участие в законодательстве, совместно с другими органами. Президент являлся и главой правительства. Только он мог назначать должностных лиц, выступать с законодательной инициативой и т. Д.

Вместе с Президентом законодательную власть осуществляли: Государственный совет (назначаемый президентом), Законодательный корпус (избираемый всеобщим голосованием, но под руководством Президента, который выдвигал «официальных кандидатов») и Сенат (назначался пожизненно Президентом).

Система должна была работать так: Президент, имеющий право законодательной инициативы, вносит предложение в Государственный совет; Государственный совет составляет законопроект и обсуждает его; затем Законодательный корпус принимает или отвергает его в целом; далее его утверждает Президент; Сенат же имеет право отклонить или изменить закон под предлогом не соответствия Конституции. Сенат мог и изменить по согласованию с Президентом и саму Конституцию.

Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция 14 января 1852 г. Была шагом в сторону новой империи.

И следующий шаг не заставил себя долго ждать. 7 ноября 1852 г. Специальным сенатус-консультом была восстановлена империя, во главе с Наполеоном III. В конце ноября 1852 г. Новый плебисцит одобрил конституционные перемены. Так возникла Вторя империя (7 ноября 1852 – 4 сентября 1870 гг.). По форме это была конституционная монархия, но в которой были и периоды усиления авторитаризма. В целом правление Наполеона III вошло в историю под названием «бонапартизма». Связано это с тем, что он играл на противоречиях, лавировал между разными слоями общества. Император пытался выступать как арбитр в их спорах, прибегая то к уступкам, то к террору. Так были сделаны уступки трудящимся (созданы ссудные кассы, кассы взаимопомощи, производились государственные отчисления в пользу рабочих и т. Д.).

В конце 60-х гг. были расширены права Сената и Законодательного корпуса (урезанные в середине 50-х гг.); смягчена цензура (введенная также в 50-е гг.). В 1870 г. Было даже объявлено о принятии новой Конституции, где Сенат и Законодательный корпус объединялись в двухпалатное Собрание с законодательными правами, а Император сохранял участие в законодательной власти и возглавлял правительство.

Попытка Наполеона III летом 1870 г. Отвлечь население от обострившихся внутренних проблем вступлением в войну с Пруссией окончилась неудачно. 2 сентября 1870 г. Французская армия под командованием императора была вынуждена капитулировать под Седаном, а сам Наполеон III попал в плен. Когда сообщение об этом дошло до Парижа, там начались волнения, итогом которых стало провозглашение Французской республики.

Так закончилась история Второй и последней империи во Франции. «Благодаря» деятельности Наполеона III значительная часть бывших сторонников монархии отвернулась от нее, и возврат к ней стал, по существу, невозможен или достаточно проблематичен.

-V-

Таким образом в результате сентябрьских событий возникла Третья республика, просуществовавшая до июня 1940 г.

В сентябре 1870 г. власть была передана правительству Национальной обороны, главной целью которого было стремление повернуть войну к благоприятному для Франции исходу.

Событиями же в Париже решила воспользоваться Пруссия. Ее войска двинулись на Париж. В ответ на это по стране прокатился патриотический подъем, в результате которого было создана новая армия, где важную роль стала играть Национальная гвардия, основой которой являлись рабочие, мелкие служащие и интеллигенция. Когда 19 сентября немцы подошли к Парижу, именно Национальная гвардия сыграла основную роль в его обороне. Осада Парижа продолжалась 4 месяца. И в это время события стали приобретать неуправляемый характер. В октябре 1870 г. левые радикалы провозгласили Коммуну, попытавшись отстранить правительство, но проведенный плебисцит это не поддержал.

28 января 1871 г. французское правительство подписало перемирие с пруссаками. Официально объявлялось, что это сделано для проведения выборов в Национальное собрание. 12 февраля оно собралось в г. Бордо. Преобладание здесь получили консервативно и промонархически настроенные лица. Оно отказалось провозгласить республику (до стабилизации обстановки), но одобрили низложение Наполеона и мир с Пруссией. Собрание сформировало исполнительную власть во главе с Л. Я. Тьером, министром времен июльской монархии, видным историком. Тьер должен был управлять государством через выбранных им самим министров, но под наблюдением Собрания. Резиденция правительства была перенесена в Версаль.

28 февраля правительство подписало предварительный мирный договор. По нему Франция теряла Эльзас и Лотарингию, и должна была уплатить 5 млрд. франков золотом в виде контрибуции. 3 марта Национальное собрание одобрило договор.

Но столичное население, относящееся к низшим слоям, посчитало это предательством. Сыграла здесь роль и деятельность леворадикалов, коммунистического Интернационала. Опорой этих слоев была Национальная гвардия, которая не желала признавать мирный договор. Тьер же пытался ее ослабить. Так 15 февраля было отменено жалованье гвардейцам, начались аресты. В начале марта отряды гвардейцев рабочих районов создали Республиканскую федерацию, а 15 марта Центральный комитет, который взял на себя управление Парижем.

В ночь на 18 марта была предпринята попытка разоружения восставших гвардейских частей. Но это не удалось. В Париже началось восстание. Правительство Тьера потеряло контроль над ним. Власть полностью оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии. Далее было объявлено о создании Совета Парижской коммуны, на основании всеобщих прямых выборов. Они состоялись 26 марта, а 28 марта на площади у ратуши члены ЦК Национальной гвардии передали власть Генеральному Совету из 85 (90) членов.

В политическом отношении Совет разделился на «меньшинство» и «большинство». Меньшинство составляли «прудонисты» (сторонники учения Прудона, который отрицал необходимость организованной политической борьбы). Они стремились к немедленной отмене государства. Поэтому в Совете часть прудонистов отвергала необходимость организации твердой власти. «Левые» же прудонисты считали необходимым добиваться введения общественной собственности на средства производства.

«Большинство» Совета составляли мелкобуржуазные демократы – неоякобинцы (36 человек) - сторонники идей и принципов якобинской республики, и бланкисты (12 человек). Неоякобинцы стремились упрочить мелкую собственность и «ограничить» крупный капитал. Бланкисты выступали за активизацию революционных методов борьбы и полагали, что революции должны совершаться небольшими организациями с помощью заговоров. Все остальное для них было достаточно смутным.

Итак, 28 марта 1871 г. Совет Коммуны был провозглашен высшей революционной властью. Но свое значение сохранил и Центральный комитет Национальной гвардии. Таким образом, имело место своеобразное двоевластие.

О том к чему стремились коммунары, говорит изданная ими 19 апреля Декларация к французскому народу. Здесь обрисовывалось в общих чертах будущее Франции. Она должна была стать союзом автономных коммун, наподобие Парижской. За каждой коммуной признавались законодательные права по вотированию бюджета, организации исполнительной власть, полиции, просвещения и т. д. Каждая коммуна могла иметь свою гвардию. Коммуны объединялись в главном городе округа. Окружные собрания должны были посылать депутатов в Национальную делегацию в Париж. У центрального же правительства были очень ограниченные функции. Таким образом, централизованное и единое государство практически ликвидировалось. Но попытки перенести социальную революцию на всю страну, создания коммун в Марселе, Лионе, Тулузе, Сент-Этьене не удались.

В связи с саботажем чиновников Совет Коммуны попытался заняться созданием новой системы управления. Так как коммунары отвергли теорию разделения властей, Совет Коммуны являлся верховным органом как законодательной, так и исполнительной власти. Для проведения в жизнь принятых решений Совет образовал из своего состава 10 комиссий. Девять из них имели строго определенную компетенцию: финансовая, юстиции, общественной безопасности, продовольственную и т. д. Роль координирующего центра играла Исполнительная комиссия, состоявшая из представителей других комиссий. Принцип работы комиссий - коллегиальное обсуждение вопросов при единоличной ответственности председателя.

На местах (в парижских районах) были созданы окружные муниципалитеты. Все служащие всех органов были избираемы и могли быть смещены в любой момент народом. При этом устанавливалось, что заработная плата чиновников не должна превышать заработную плату рабочего.

Коммуна провела ряд важнейших реформ. Она ликвидировала постоянную армию (заменив ее на вооруженный народ), распустила полицию (охрану города несли вооруженные рабочие). Коммуна провозгласили отделение церкви от государства, ввела бесплатное обучение, разрешила рабочим комитетам занимать покинутые хозяевами фабрики и управлять ими, ввела рабочий контроль над производством.

В пользу рабочих были приняты и меры как: наиболее нуждающиеся были выданы денежные пособия; отменена ночная работа булочников, запрещены штрафы и вычеты из заработной платы, отсрочен взнос квартирной платы и т. д. В мае 1871 г. был принят закон, обеспечивающий гражданские права женщин.

Особую группу мер составляли меры в судебной сфере. Были провозглашены: выборность судей, равенства всех перед судом, гласность суда, свобода защиты и т. д. Созданы две судебные системы:

1) общегражданская: обвинительные жюри по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые суды.

2) военные суды (19 марта 1871 г.): дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский суд.

Верховным судом считался Совет Парижской коммуны. Он был высшей кассационной инстанцией и судом первой инстанции по наиболее важным делам.

Финал же известен всем. Попытки различных третьих сил примирить Коммуну и Версаль не удались. 21 мая войска версальского правительства вошли в Париж. 28 мая пала последняя баррикада на улице Рампоно. Начались казни. Было расстреляно около 30 тыс. человек, а 50 тыс. отправлены в тюрьму, в ссылку.

Так, просуществовав 72 дня, закончилась история «первого в мире рабочего государства». Могло ли это государство победить? Вероятно, нет. Без поддержки Франции, совершив множество ошибок, при наличии разногласий в руководстве, отсутствии программы и т. д. этого быть не могло. Но события, связанные с возникновением Парижской коммуны серьезно повлияли на развитие марксистской идеологии. Для Франции ее влияние выразилось в мероприятиях по восстановлению республиканского строя.

-VI-

Национальное собрание после заключения мира с Германией и подавления Парижской коммуны начало работу над будущей формой правления во Франции – монархия или республика. 31 августа 1871 г. оно объявило себя учредительным и постановило, что глава исполнительной власти (Тьер) является президентом, с правом назначения и смещения министров.

Но все было не так просто. Значительная часть Собрания составляли монархисты. В тоже время они понимали, что их идеи не популярны у населения. Да и у них не было единой кандидатуры на пост монарха. О влиянии монархистов в Собрании говорит тот факт, что, будучи сторонником республики, Тьер, вступивший в конфликт с законодательным органом по поводу ряда процедурных вопросов, был вынужден уйти с поста президента. В мае 1873 г. президентом был избран монархист маршал Мак-Магон. И при нем деятельность монархистов активизировалась. Даже велись переговоры с условным наследником престола Генрихом V о реставрации.

Тем не менее, борьба республиканцев и монархистов закончилась 30 января 1875 г., когда после длительных споров о полномочиях и сроке президентской власти, об организации двухпалатного парламента Собрание большинством в один голос («за» 353, «против» 352) признало республику окончательной формой правления.

Строй был оформлен Конституцией 1875 г., состоявшей из трех документов: «Конституционного Закона об организации государственной власти» (25 февраля 1875 г.); «Закона об организации Сената» (24 февраля 1875 г.); «Закона об отношениях государственных властей» (16 июля 1875 г). В них произошло смешение парламентско-президентской республики, а президент – это фактически конституционный, но только выборный монарх. Ни в одном документе республика прямо не утверждалась. Все они раскрывали структуру и компетенцию отдельных высших органов государственной власти. Термин «республика» упоминался только в статьях о президенте республики. Ничего не было в них и о демократических правах и свободах граждан.

Но все-таки это была республика, во главе с президентом, с парламентом как высшим законодательным органом и парламентским правительством.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту (Национальному собранию). Только вместе две палаты (Сенат и Палата депутатов) обладали верховной властью.

Сенат насчитывал 300 сенаторов, из которых 75 назначались пожизненно Национальным собранием, а остальные определялись с помощью выборов. Выборы проводились специальными избирательными коллегиями, в состав которых входили лица (выборщики), которые не избирались напрямую для этой цели, а занимали определенные посты (например, депутаты) или представители от советов департаментов, округов или общин.

Сенатором не мог быть человек моложе 40 лет. Избирались они на 9 лет с тем, чтобы через каждые 3 года происходило обновление ⅓ состава.

Палата депутатов состояла из 600 членов, избираемых на 4 года на всеобщих (для мужчин с 21 года), тайных и прямых выборах.

У обеих палат были в целом равные полномочия. Только предусматривалось, что финансовые законопроекты Палата депутатов должна была рассматривать первой. Без согласия же Сената ни один документ не мог вступить в силу. Свои особые полномочия были и у Сената: право верховного суда над президентом или министрами в случае их преступлений; согласие на роспуск президентом Палаты депутатов до истечения сроков ее полномочий.

Исполнительная власть возлагалась на президента и министров. Президента сроком на 7 лет избирало Национальное собрание. Он руководил всей текущей политикой, имел право законодательной инициативы, обнародовал законы, назначал на государственные посты, имел право помилования. С согласия Сената он мог распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. Но большинство своих полномочий Президент реализовывал через другие институты власти и с их согласия. Не был Президент и главой правительства, хотя он и назначал министров, имел право председательствовать в собраниях министров и т, д. В тоже время была учреждена должность председателя Совета министров, да и назначение и смещение министров могло происходить реально, а не по закону, лишь с согласия большинства парламента.

В тоже время полномочия Президента были очень близки к монархическим (например, в Великобритании). Монархисты рассчитывали сделать затем и последний шаг. Их борьба с республиканцами продолжалась. Были предприняты две попытки государственного переворота, связанные с именем президента Мак-Магона и военного министра Ж. Буланже. Но все они провалились.

Постепенно даже самые ярые монархисты были вынуждены признать невозможность нового переворота. Сильная же власть президента оказалась скомпрометирована. И многие увидели выход в ограничении его власти. Постепенно президент был лишен возможности самостоятельно исполнять ряд своих прерогатив (законодательное вето, роспуск Палаты депутатов). Все это стало фактически не возможно. Да и по негласному согласию всех партий на пост президента стали избирать деятелей «малозначительных», не способных к самостоятельным действиям.

В середине 80-х гг. XIX в. под давлением республиканцев был принят ряд законов, закрепивших республиканские завоевания. Так в 1884 г. они инициировали закон, запретивший ставить вопрос об изменении республиканской формы правления.

Коснулись изменения и Сената. 9 декабря 1884 г. был издан закон «Об изменениях в органических законах об организации Сената и о выборах сенаторов». С этого времени все сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования.

Что же касается Палаты депутатов, то ее серьезные изменения не коснулись. Все депутаты избирались путем всеобщих прямых выборов, на основе мажоритарной системы в 2 тура.

Состав же Палаты депутатов в конце XIX – начале XX вв. стал очень пестрым, в следствии установившейся в стране многопартийности. Прежнее деление на две крупные группировки (монархисты и республиканцы) исчезло. Теперь существовало несколько монархических и республиканских партий. Но это были не подлинные партии, а скорее группировки. Как правило, у них не было ни программы, ни постоянного членства. Все они были очень неустойчивыми, и целью этих объединений являлось только одно – добиться избрания в парламент.

Исключение составляла партия радикалов. Они в 1881 г. откололись от республиканцев и образовали самостоятельную партию, выступавшую за демократизацию государственного строя, отдел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: