Французская модель менеджмента

Основоположником французской модели менеджмента с полным основанием мож­но считать выдающегося ученого, блестящего инженера-практика и организатора промышленности Анри Файоля (1841-1925). Получив образование горного ин­женера, он начинал с 1866 г. стал управляющим на каменноугольных шахтах Комментри (Commentry-FourchambaultDecazeville Combine), а с 1888 по 1918 г. — их ге­неральным менеджером. Он сумел превратить предприятие, стоящее на грани банкротства, в одно из самых преуспевающих во Франции. А. Файоль — автор мно­гих публикаций по проблемам горного дела, горнодобывающей техники и методов управления. Его исследования явились важным вкладом в теорию классического менеджмента и стали хорошей базой становления национального менеджмента. После 1918 г. А. Файоль был советником французского правительства по вопро­сам управления промышленностью.

Теория административного менеджмента, разработанная А. Файолем, близка рациональной (бюрократической) теории М. Вебера и Ф. Тейлора. Однако если в научном менеджменте Ф. Тейлора основное внимание уделялось производствен­ным системам, то А. Файоль разрабатывал принципы менеджмента для организа­ции в целом. Суть его «административного менеджмента» состоит в том, что управ­ление, как и у М. Вебера, опирается не столько наличные качества индивидуумов, сколько на институты и установленный порядок (законы, правила, инструкции, дисциплину).

Основные идеи А. Файоля были сформулированы в 14 принципах:1

1. Разделение труда. Чем выше специализация работников, чем больше их труд концентрируется на одном деле, тем более точно они выполняют свою работу, растут производительность и объемы производства. Однако здесь нельзя переусердствовать.

2. Полномочия и ответственность. Право отдавать приказы и ответственность, возлагаемая на менеджеров, является следствием их официальных полномо­чий или их личного авторитета. Если полномочия возлагаются, то сразу воз­никает и ответственность.

3. Дисциплина. Важное условие успешного бизнеса. Без дисциплины не мо­жет преуспеть ни одно предприятие.

4. Единовластие. Для выполнения любого действия работник должен полу­чать приказы только от своего прямого начальника, что позволяет избежать противоречащих друг другу инструкций и хаоса.

5. Единство направления и единый план работы для всех. Это условие обеспе­чивает согласованность действий, координацию сил и концентрацию усилий.

6. Подчиненность частных интересов общему. Интересы одного человека или даже группы не должны превалировать над решением основной задачи.

7. Вознаграждение. Должно быть максимально справедливым для удовлетво­рения и персонала и компании.

8. Централизация. Степень централизации меняется в зависимости от конк­ретной ситуации. Необходимы оптимальные пропорции централизации и де­централизации в каждом конкретном случае, которые во многом зависят от квалификации менеджеров, надежности подчиненных и пр.

9. Скалярная цепочка. Многие виды деятельности зависят от быстроты дей­ствий. Требуется инициатива на любом уровне полномочий. Не обязательно проходить всю цепочку коммуникаций от высшего руководителя до рядового.

10. Порядок. Рабочие материалы должны быть в нужном месте в нужное время, чтобы избежать потерь. Правильный выбор рабочих мест облегчает все опе­рации и экономит средства.

11. Справедливость. Менеджеры должны быть дружелюбны и справедливы по отношению к своим подчиненным. Справедливость предполагает здравый смысл, опыт и доброту.

12. Продолжительность пребывания персонала в должности. Частая замена со­трудников неэффективна. Нестабильность пребывания в должности в одно и то же время является и причиной и следствием плохого управления.

13. Инициатива. Инициатива всех, присоединенная к инициативе менеджмен­та, — огромный источник силы бизнеса. Менеджер должен уметь предоставлять инициативу подчиненным.

14. Корпоративный дух. Гармония, согласие персонала компании — большая сила. Следовательно, следует избегать раздоров среди подчиненных. Необ­ходима опора на вербальные (устные) коммуникации, а не на письменные.

А. Файоль подчеркивал, что использование им термина «принципы» не подраз­умевает что-либо жесткое или абсолютное. По его мнению, это был вопрос пропор­ций, принципы должны быть гибкими, они приспосабливаются к каждой потребности; вопрос их использования — дело знания, сложного искусства обретения понима­ния, опыта принятия решений.

Идеи А. Файоля существенно продвигали теорию классического менеджмента и были типичны для него. С точки зрения деловой практики принципы А. Файо­ля отлично работают в определенных условиях: наличие четкой задачи, предска­зуемый спрос на продукцию или услуги, небольшие конструктивные изменения, периодически вносимые в изготавливаемый продукт, и рабочие, ведущие себя именно так, как было запланировано их руководителями. Типичный пример эф­фективности данного подхода — успех сети ресторанов McDonald's, имеющих вы­сокую репутацию в отрасли быстрого питания во всем мире (и успешно конкури­рующих с множеством конкурентов). Аналогичный подход с большим успехом использовался многими организациями, особенно теми из них, бизнес которых предполагает функционирование большого количества географически удален­ных торговых точек, призванных предоставлять стандартное и предсказуемое об­служивание (банки, системы отелей, агентства по найму персонала, агентства по недвижимости).2

Однако данный подход имеет и определенные ограничения, ибо он обладает недостаточным эмпирическим универсализмом.

Тем не менее под большинством принципов А. Файоля и сегодня подпишутся многие менеджеры самых разных школ и стран. А. Файоль оказал большое влия­ние на формирование классического менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: