Конституционное и политическое законодательство революционных властей. 1. Декларация прав человека и гражданина (утверждена Национальным Собранием 26 августа 1789 Г. )

КОНСТИТУЦИЯ 3 сентября 1791 г.

1. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (утверждена Национальным собранием 26 августа 1789 г.)

Представители французского народа, образовав Национальное Собра­ние..., приняли решение изложить в торжественной декла­рации естественные, неотъемлемые и священные права человека... Вследствие этого Национальное Собрание подтверждает и провозглашает перед лицом высшего существа и с его благоволения следующие права человека и гражданина:

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Об­щественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение ес­тественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собствен­ность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Источник суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая кор­порация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исхо­дит явно из этого источника.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому… Границы эти могут быть определены только законом.

5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено и никто не может быть при­сужден к действию, не предписываемому законом.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участ­вовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покро­вительство, так и в тех, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равен­ства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и спо­собностями.

7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заклю­чению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный при­каз, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; каждый гражданин, вызванный (органами власти) или задер­жанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.

8. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения.

9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вы­зываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.

10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мне­ний, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает обществен­ного порядка, установленного законом.

11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценней­ших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, пи­сать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотреб­ление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

12. Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.

13. На содержание вооруженной силы и на расходы по содержа­нию администрации необходимы общие взносы; они должны рас­пределяться равномерно междувсеми гражданами сообразно их со­стоянию.

15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.

16. Общество, в котором не обеспечено пользование правамии не про­ведено разделение властей, не имеет конституции.

17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной зако­ном несомненной общественной необходимости и при условии справедли­вого и предварительного возмещения…

...Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сослов­ных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, никаких ти­тулов, званий и преимуществ, проистекавших из этого порядка, никаких рыцарских орденов, ни корпораций или знаков отличия, для которых тре­бовалось доказательство дворянства или благородства происхождения, и никаких иных преимуществ, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при исполнении их обязанностей.

Не существует более ни продажности, ни наследственности каких-либо государственных должностей. Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более никаких особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов.

Не существует более ни сословных цеховых управ, ни профессиональ­ных, художественных или ремесленных корпораций.

Закон не признает более ни религиозных обетов, ни каких-либо иных обязательств, противных естественным правам или конституции.

2. КОНСТИТУЦИЯ

Раздел первый. Основные положения, обеспеченные конституцией

Конституция обеспечивает следующие естественные и гражданские права:

1) всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способ­ностей;

2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражданами равномер­но, сообразно их состоятельности;

3) одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями независимо от каких-либо личных различий.

Конституция обеспечивает также в качестве прав естественных и граж­данских:

…свободу каждого выражать словесно и письменно, печатать и преда­вать гласности свои мысли, не подвергаясь никакой предварительной цен­зуре или проверке до их опубликования, а также отправлять обряды того вероисповедания, к которому он принадлежит;

свободу граждан собираться в общественных местах, сохраняя спокой­ствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов;

свободу обращаться к установленным органам власти с петициями, подписанными отдельными гражданами.

Законодательная власть не может издавать законы, препятствующие осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в настоя­щем разделе и обеспеченных конституцией, или нарушающие эти права; а так как свобода состоит в том, чтобы делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной безопасности, то закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную без­опасность или права других граждан, вредны для общества.

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и спра­ведливое предварительное возмещение, если установленная законом общественная необходимость потребует имущественных жертв….

Будет учреждено главное управление общественного призрения покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей...

Раздел второй. О делении королевства и о состоянии гражданства

1. Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт - на кантоны.

8. Французские граждане в силу тех местных отношений, которые возникают между ними вследствие сосредоточения их в городах и опреде­ленных сельских округах, образуют коммуны...

9. Граждане, образующие ту или иную коммуну, имеют право избирать из своей среды на определенный срок в порядке, предусмотренном законом, муниципальные органы, призванные вести местные дела общины.

Раздел третий. О государственных властях

1. Суверенитет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществления.

2. Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия. Французская конституция имеет характер представительный; представителями являются законодательный корпус и король.

З. Законодательная власть вверяется Национальному собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определенный срок, и осуществляется названным собранием с утвержде­ния короля...

4. Форма правления монархическая. Власть исполнительная вверена ко­ролю и осуществляется под его главенством министрами и прочими ответ­ственными органами...

5. Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определен­ный срок.

Глава первая. О национальном законодательном собрании

1. Национальное собрание, образующее законодательный корпус, дейст­вует постоянно в составе одной палаты.

2. Оно избирается каждые два года путем новых выборов. Каждый промежуток в два года образует один законодательный период.

5. Законодательный корпус не может быть распущен королем.

Отдел I. Число представителей. Основания представительства

1. Число представителей законодательного корпуса достигает 745 от 83 департаментов...

2.Общее количество представителей распределяется между 83 депар­таментами в соответствии с территорией, населением и прямым обложе­нием…

3. Отдел II.Первичные собрания.Избрание выборщиков

1. Для выборов в Национальное законодательное собрание активные граждане каждые два года собираются на первичные собрания в городах и кантонах…

2. Активными гражданами являются французы по рождению или лица, вступившие во французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, имеющие местожительство в городе или кантоне в течение установ­ленного законом времени, уплачивающие в любом месте королевства пря­мой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней и представив­шие расписку об его уплате, не находящиеся в услужении, т.е. не состоя­щие домашними слугами, внесенные в список национальной гвардии муни­ципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу.

6. Первичные собрания избирают выборщиков в соответствии с числом активных граждан, проживающих в городе или кантоне. Один выборщик избирается на каждые сто активных граждан, присутствующих или отсут­ствующих на собрании; по два выборщика избирается от 150 и до 200 граждан и так далее.

7. Никто не может быть избран выборщиком, если, кроме условий, необходимых для внесения в число активных граждан, он не удовлетворяет нижеследующим требованиям:

в городах с населением свыше 6000 - владение на правах собствен­ности или пожизненное владение имуществом, приносящим по оценке, согласно налоговым спискам, доход, равный стоимости 200 рабочих дней по местным условиям, или наем жилого помещения, приносящего, соглас­но тем же спискам по оценке, доход, равный стоимости 150 рабочих дней;

в городах с населением менее 6000 - владение на правах собственности или пожизненное владение имуществом, приносящим по оценке, согласно налоговым спискам, доход, равный стоимости 150 рабочих дней по мест­ным условиям, или наем жилого помещения, приносящего, согласно тем же спискам по оценке, доход, равный стоимости 100 рабочих дней;

в сельской местности — владение на праве собственности или пожиз­ненное пользование имуществом, приносящим, согласно налоговым спискам по оценке, доход, равный по местной стоимости 150 рабочим дням, или наем либо аренда имущества, ценность которого по налоговым спискам равна стоимости 400 рабочих дней.

Отдел III. Собрания выборщиков. Избрание представителей

3. Все активные граждане, независимо от их общественного положения, профессии или размера уплачиваемых налогов, могут быть избраны пред­ставителями нации.

4. Однако следующие ниже должностные лица обязаны произвести выбор между занимаемой должностью и депутатским полномочием: мини­стры и прочие органы исполнительной власти, смещаемые по усмотрению короля, комиссары национального казначейства, агенты по взиманию и сбо­ру прямых налогов, главноуправляющие по взиманию косвенных налогов и управляющие национальными недвижимыми имуществами, а также все, кто под каким бы то ни было наименованием привлечен к отправлению должностей в королевской военной и гражданской квартире. Равным обра­зом такой же выбор обязаны произвести начальники управлений, их по­мощники, муниципальные должностные лица и командиры национальной гвардии.

5. Отправление судебных обязанностей несовместимо со званием представителя нации в продолжение всего законодательного периода. Судьи (в случае их избрания) замещаются своими помощниками. Король в по­рядке поручений примет меры к замещению своих комиссаров при судеб­ных установлениях.

6. Члены законодательного корпуса могут быть переизбраны на следую­щий законодательный период, а затем могут быть избраны вновь лишь спустя промежуток в один законодательный период.

7. Представители, избранные по департаментам, являются представи­телями не отдельного департамента, но всей нации; избиратели не могут выдавать им никаких наказов.

Отдел V. Объединение представителей в Национальное законодательное собрание

4. Представители нации пользуются неприкосновенностью; они не могут быть подвергнуты преследованию, обвинению и не могут быть судимы когда-либо за выраженные ими словесно и письменно мысли или за деяния, совершенныеими при выполнении обязанностей пред­ставителей.

Глава вторая. О королевской власти, о регентстве и о министрах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: