I глава

ВВЕДЕНИЕ

Всего пятнадцать лет назад мы жили в СССР, в одном из немногих государств мира, способных определять общий ход международных политических событий.

Выбор мною такой темы («Холодная война между США и СССР») не случаен, потому что, на мой взгляд, это время - особый исторический этап в отношениях двух ведущих стран того времени СССР и США. Они, будучи обе сверхдержавами, стремились к мировому лидерству, подчиняя своему влиянию новые территории и укрепляясь там.

Но этот процесс был не прост, поскольку для того чтобы контролировать какую – либо территорию, нужно было там закрепиться под каким – нибудь предлогом, а нежелание уступать друг другу в наличии дружественных территорий рождало стремление искать любые пути для убеждения мировой общественности в преступности действий конкурирующей стороны и соответственно предпринимать все возможные контрмеры.

Под эту формулировку подходят международные отношения периода 1953 – 1991 гг., выражавшиеся в основном во взаимоконкурирующих действиях между СССР и США.

Все мало-мальски значимое, что происходило на международной арене, совершалось этими державами тайно или явно, или же другими странами, находящимися в сфере их влияния и по их инициативе.

Иначе говоря, никаких центров силы планетарного масштаба кроме США и СССР тогда в мире не было и все международные отношения того времени это продукт их взаимной активности.

То есть под «международными отношениями» стоит подразумевать взаимоотношения между США и их сторонниками и СССР и его сторонниками.

После подписания всемирного договора в Хельсинках в 1975 году, наступает снижение внешнеполитической враждебности двух сверхдержав. В результате чего между ними начинается новый, но недолгий период отношений, в целом ведущий к ослаблению конфронтации.

Я хочу показать в своей работе этап международных отношений между США и СССР в период с 1950-х вплоть до 1990-х гг.

Цель реферата показать суть внешней политики, намерения и планы США, проявившиеся в ходе международных отношений, и их враждебность для СССР.

Для этого мною будет рассмотрен этап международных отношений с 1953 г. по 1990 г., на протяжении которого я постараюсь описать и дать оценку основным направлениям столкновениям США и СССР на международной арене.

Для написания этой работы я использовала следующие источники и литературу.

Работу американского ученого историка Говарда Зинна США после Второй мировой войны (1945-1971), выпущенную в Москве в 1977. В своей работе, автор опираясь на многочисленные источники и документальные материалы, объективно показывает ход международного процесса.

Монографию советского ученого исследователя Иваняна Э.А. Белый дом. Президенты и политика. Эта работа была выпущена в Москве в 1979 году. На основе многочисленных источников и воспоминаний современников, автор дает точную оценку деятельности президентов США.

Работу советского историка Яковлева Н.Н. Избранные произведения М.,1989. В части своей работы он подробно анализирует деятельность американского президента Джона Кеннеди. Свои выводы автор делает исходя из детального анализа исторических источников той эпохи – газет, воспоминаний современников, кино- и фото – материалов. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995) М.,1996. Данная работа является сборником документов, отчасти посвященная периоду «холодной войны»

I ГЛАВА

Между двумя сверхдержавами была в разгаре «холодная война», которая началась сразу после окончания второй мировой войны, - длительный этап подозрительности, конфронтации и недоверия.

Окончательная поляризация мира завершилась с созданием военных организаций со стороны США (НАТО, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС) и СССР (ОВД).

«Холодная война» между США и СССР, а также государствами, находящимися под их влиянием вступила в свои полные права. Я хочу показать все крупнейшие военно – политические конфликты, причинами которых было столкновение интересов США и СССР, поскольку интересы этих держав сталкивались во всех регионах мира.

Одним из таких регионов была Корея, разделенная на две части (одна демократическая, а другая коммунистическая). Каждая сторона хотела полной доминации на всем полуострове. В результате поддержки этого стремления СССР и США, на полуострове разразилась полномасштабная война 1950 – 1953 гг. Но результатом ее было прежнее положение вещей, по итогам войны граница не сдвинулась ни в чью пользу, а международное напряжение и конфронтация только усилились.

Итогами этой войны были не только усиление конфронтации, но и пересмотр США своей политики по отношению к СССР.

Неудача США в корейской войне стала предметом политических дискуссий, итогом которых стало решение проводить по отношению к СССР жесткую политику, связанную, прежде всего, с «ядерным шантажом» и политическим давлением.

Следующим крпунейшим конфликтом было столкновение интересов США и СССР в Египте. В 1952 г. в Египте была свергнута монархия. К власти пришла организация «Свободные офицеры» во главе с А. Насером. В 1954 г. новое египетское правительство при поддержке США добилось от Великобритании обещания ликвидировать английскую военную базу в Суэце не позднее 1956 г. В поисках противовеса британскому влиянию на Ближнем Востоке Насер начал сближение с Советским Союзом.В 1953—1954 гг. между СССР и Египтом были заключены торговые соглашения. В 1955 г., после создания Багдадского пакта, в который вошли Великобритания, Турция, Иран и Ирак, правительство Насера впервые в истории арабского мира приобрело крупную партию советского оружия (официально Египет закупал оружие в Чехословакии). Это явилось началом стратегического проникновения СССР на Ближний Восток. Рассчитывая предотвратить дальнейшее сближение Каира с Москвой, Великобритания и США предложили египетскому президенту помощь в установлении мира с Израилем. Но Насер мечтал не о мире, а о реванше за поражение в войне 1948—1949 гг.

На практике советская военно-экономическая помощь арабским, да и многим другим развивающимся странам оказалась именно подарком: оружие, техника, стройматериалы и многое другое предоставлялись реальным и гипотетическим союзникам практически безвозмездно. От получателей требовались только провозглашение «социалистической ориентации» и одобрение позиций СССР в противостоянии с Западом.Лидеры Израиля решили воспользоваться конфликтом вокруг Суэцкого канала и нанести превентивный удар. Англия и Франция обещали израильтянам прикрыть их действия с воздуха. 30 октября израильские войска начали наступление на Синайском полуострове. До Суэца им оставалось около 20 км. В Египте объявили всеобщую мобилизацию. В тот день Англия и Франция направили Египту и Израилю ультиматум, требуя вывести войска из зоны Суэцкого канала и согласиться на ее временную оккупацию — для обеспечения свободы судоходства. Израиль принял ультиматум, Египет отверг его и обратился за поддержкой к США, СССР и в ООН. Лишенные поддержки США, лидеры обеих европейских держав страшились столкновения с советской мощью. 6 ноября 1956г. было принято решение о прекращении огня.7 ноября 1956 года израильские войска были отведены с Синайского полуострова. В результате событий 1956 г. СССР значительно укрепил свои позиции на Ближнем Востоке. Правда, советская политика приобрела крайне односторонний — проарабский — характер, что лишало отечественную дипломатию свободы маневра. Однако значение Суэцкого кризиса к этому не свелось: он оказал очень сильное влияние на методы действий Хрущева во внешней политике.

Очередным международным конфликтом стало столкновение интересов США и СССР в Берлине, разделенном на две части – «западную» и «советскую».

Исходя из того тезиса, что «германия куплена кровью советских солдат», Советский Союз не хотел объединения и настаивал на принципе «двух Германий». Западные державы, особенно ФРГ во главе с канцлером К. Аденауэром, продолжали добиваться объединения страны, точнее — поглощения ГДР Западной Германией. Во время визита в США в сентябре 1959 г. Хрущев пришел к выводу, что в Париже Эйзенхауэр может пойти на уступки в германском вопросе. Провал парижской встречи крайне обострил противостояние между двумя германскими государствами и между державами-победительницами. На Западе ожидали, что СССР попытается вновь, как и в 1948 г., организовать блокаду Западного Берлина. В этом случае предполагалось возобновить воздушный мост под прикрытием военных самолетов. Однако советское решение оказалось иным. 13 августа 1961 г. Берлин разделили заграждения, через которые пропускались лишь представители западных держав, да и то под контролем органов госбезопасности ГДР. Вскоре временные заграждения сменила бетонная стена. В результате «политического самовольства» СССР разразился новый Берлинский кризис. Советские и американские танки стояли в нескольких метрах друг от друга. Однако советское руководство было твердо уверено, что всё ограничится словесной войной — на боевые действия Запад не пойдет. Собственно так и произошло, а берлинская стена, просуществовавшая до 1989 г., стала мрачным символом раздела Европы на враждующие военно-политические блоки.

Следующий международный конфликт между двумя мировыми державами произошел вблизи территориальных вод США. В 1952г. на Кубе была установлена проамериканская диктатура Батисты. Первая встреча Н. Хрущева и Ф. Кастро состоялась в октябре 1960 г. в Нью-Йорке, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ее результатом стал «окончательный перелом» у Хрущева в отношениях к Кубе, которая представилась ему «Давидом, противостоящим могущественному Голиафу».

В сентябре 1961 г. советский премьер встретился с кубинским президентом, озабоченным угрозой вторжения регулярной армии США на остров. В мае началась разработка мероприятий по созданию Группы советских войск на Кубе (операция «Анадырь»). Переброска войск на Кубу (более 50.000 человек) началась в июле и продолжалась 2.5 месяца, за это время 85 кораблей совершили 243 рейса.

…В США заметили, расположенные на территории Кубы какие-то странные объекты сигарообразной формы, впоследствии выяснилось, что это ракеты… Начинается активное политическое вмешательство США в процесс милитаризации Кубы при помощи СССР. Первое послание Джона Кеннеди Н.С. Хрущеву относится к 22 октября 1962г., после этого начинается активная переписка между двумя государственными деятелями, в результате которой они нашли общий язык и пришли к обоюдному политическому соглашению.

Формально кризис завершился 7 января 1963 г. Представители СССР и США на переговорах (А. Микоян и В. Кузнецов — с советской стороны, Э. Стивенсон, Дж. Макклой — с американской) обратились с совместным письмом к У. Тану, в котором высказались за исключение из повестки дня Совета Безопасности вопроса о Карибском кризисе на том основании, что достигнута необходимая степень согласия. Карибский кризис был урегулирован следующим образом: СССР выводил все наступательное вооружение с территории Кубы, а США убирали свои ракеты средней дальности с территории Турции и дали обещание не посягать на независимость Кубы.

20 июня 1963 г. была достигнута договоренность о создании «горячей» радио- и телефонной линии между Белым домом и Кремлем, а 30 августа она начала действовать. 5 августа 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали в Москве Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Очередной международный конфликт произошел на территории бывшей французской колонии – Вьетнама.

Весной 1954 в Женеве было созвано совещание для обсуждения условий окончания войны в Индокитае (1946–1954).

В совещании приняли участие представители Франции, Великобритании, США, СССР, Китая, Камбоджи, Лаоса, а также вьетнамского правительства Бао Дая, поддерживаемого французами, и правительства Вьетминя (Лиги борьбы за независимость Вьетнама) во главе с Хо Ши Мином. 21 июля было достигнуто соглашение о прекращении огня, предусматривавшее вывод французских войск из Индокитая.

Следуя концепции «вакуума силы» США решили укрепиться в Индокитае при помощи местных политических лидеров.

К марту 1965 американские бомбардировки Северного Вьетнама стали носить регулярный характер. В начале 1965 США начали привлекать свои войска в Южном Вьетнаме к боевым операциям, что указывало на то, что их статус как военных советников уже изжил себя. В феврале, на начальном этапе эскалации военных действий, в Южном Вьетнаме находилось 24.000 американских военнослужащих. К концу 1965 эта цифра выросла до приблизительно 175.000, не считая примерно 40.000 военнослужащих ВМС на кораблях США, курсировавших у берегов Южного Вьетнама. Однако только 60% этого контингента составляли собственно боевые подразделения, остальное приходилось на вспомогательные войска и войска поддержки. В 1967 г. американские бомбардировки Северного Вьетнама вновь усилились. В конце 1967 г. официальные власти США сообщили, что всего во вьетнамской войне они потеряли 1.833 самолета и 1.204 вертолета, из них 767 были сбиты над Северным Вьетнамом.

Начиная с 1965 г. СССР поставлял снаряжение и боеприпасы для противовоздушной обороны, а Китай направил в Северный Вьетнам вспомогательные войска численностью от 30.000 до 50.000 для оказания помощи в восстановлении транспортных коммуникаций и усиления противовоздушной обороны.

С 1965 г. по 1968 г. предпринимались неоднократные попытки начать мирные переговоры, но они оказались безрезультатными, как и усилия международных посредников.

Ричард Никсон, сменивший Линдона Джонсона на посту президента в январе 1969 г., объявил о переходе к «вьетнамизации» войны, что предусматривало поэтапный вывод из Вьетнама американских сухопутных войск. Прямое участие американских войск в боевых действиях прекратилось с августа 1972г. Численность американских военнослужащих во Вьетнаме сократилось с 536.000 в конце 1968г. до 24.000 в 1973г.

В апреле 1973 г. Вьетнам покинули последние американские воинские части, а в августе Конгресс США принял закон, запрещающий любое использование американских вооруженных сил в Индокитае.

Вьетнамская война закончилась. С 1961 г. по 1975 г. погибло 56.555 американских военнослужащих, 303.654 человека получили ранения.

Итоги этой войны были очень тяжелыми не только для вьетнамского народа, но и для американского. Потерпела поражение силовая политика США, с помощью которой они хотели утвердиться в качестве сильнейшей державы. Их самый главный соперник – СССР делал все чтобы, американцы не смогли добиться успеха.

Теперь СССР окончательно стал для США равноправным партнером в международных отношениях и они стали искать пути для установления регулируемого хода в международных отношениях и возможности контроля над этими процессами при помощи международных организаций.

Окончательно все тенденции в международных отношениях были оглашены и законодательно закреплены на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое началось в Хельсинки 3 июля 1973 года, а затем продолжилось в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, а закончилось в Хельсинки 1 августа 1975 года.

На этой конференции были провозглашены и приняты следующие декларативные принципы:

Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Все государства - участники (а их было 35 – США, СССР, ГДР, ФРГ, Великобритания, Франция и прочие карликовые образования) приняли на себя вышеперечисленные обязательства, а значит уклоняться от их соблюдения они теперь могли только тайно, иначе их действия скомпрометировали бы их в глазах мировой общественности и это было б только на руку их конкурентам.

После Совещания было решено проводить подобные международные конференции и в дальнейшем для того чтобы претворять в жизнь положения «Заключительного акта Совещания», с тем, чтобы придать полную действенность его результатам и тем самым продолжать процесс упрочения безопасности и развития сотрудничества в Европе.

Но, несмотря на подписанные договора о сохранении мира и сотрудничества, ни для США ни для СССР они практического значения не имели. Значимость этих договоров являлось чисто декларативной, и служила пропагандой в обвинении конкурирующей политической стороны.

Вскоре возник новый военно-политический конфликт, инициатором которого был СССР – Афганская война.

Реакция мирового сообщества на ввод советских войск а Афганистан. Положение в Афганистане по оценке западной прессы резко обострило отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и международного мира. Сразу и надолго ухудшились, на пример, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений.

Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как расценивалось как переломный момент в советской внешней политике и новый этап международных отношений во всем мире. Впервые Советский Союз применил организованную вооруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия. Естественной реакцией Западного мира было противодействие советской агрессии, что толкало капиталистические страны на сближение. Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали США, еще более утвердившиеся в своем положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, администрации Картера удалось выработать основные направления совместной политики, направленной на усмирение агрессора и стабилизацию положения в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и экономическую помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поплатиться за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо сохранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более отдаленную перспективу США уже без своих союзников планировали усилить свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных институтов в этом регионе.

Таким образом,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: