Неаккордовые звуки, таким образом, суть линейные и гармонические неустои-диссонансы.
Неаккордовые звуки — не только диссонантные противоречия мелодической линии и аккорда, но также и определенные «линейные диссонансы» (например, в главной теме I части 6-й симфонии Чайковского фигуры
с секундовыми ходами на слигованных звуках обрисовывают апподжиатуры, воспринимаемые как диссонансы, чем они не являются в реальном созвучании мелодии и сопровождения). Сущность их — в их линейном напряжении. Поэтому приход к аккордовому звуку
как разряд напряжения линейных тонов означает окончание какой-то (пусть и очень маленькой) фазы развития. Отсюда классическое правило мелодики: мотив может закончиться только на аккордовом звуке и не может — на неаккордовом.
Это правило верно в принципе и действительно для почти всех случаев окончания мотивов в гармонии классико-романтического периода. Но в музыке второй половины XIX в. (изредка и раньше) встречаются противоречия между ритмом и гармонией, иногда приводящие к очевидному нарушению основного закона (пример 45).