А - Ф. Шопен. Вальс h-moll

Б - П. Чайковский. 4-я симфония

В примере 45А дело ограничивается художественно тонкой иг­рой несовпадения между ритмом (скобки снизу) и гармонией (скоб­ки сверху). В примере 45Б — уже явное окончание мотива на неак­кордовом I звуке (h 1), несмотря на формальную возможность тракто­вать первый мотив как заходящий во вторую треть такта (так как он начался на третьей трети предыдущего). Возможно, это связано со стилистической характерностью для гармонии Чайковского аккорда с увеличенной секстой: des-f-as-h в f-moll (ср. с примером 43Б).

Тем не менее подобная трактовка неаккордового звука не могла стать правилом в гармонии XIX в., так как противоречит системе функций интервальных типов, господствующей в этот исторический период (см. далее, § 14).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: