Ряды квинт в мажоре и миноре (пример 155).
(По теории П. Н. Мещанинова, логическая противоположность мажора и минора объясняется физической природой этих центральных ладовых комплексов в контексте квинто-терцовой сетки звукоряда нашего строя: мажор — опора на основу, с-g в C-dur, то есть на «производящий» левый ряд; минор — опора на производное, с-g в c-moll, то есть на выведенный из левого правый ряд.)
В своей классической функциональной теории Риман, став на позиции гармонического дуализма (зеркальной взаимопротивоположности мажора и минора) и пытаясь найти природное обоснование структуре минорного трезвучия, вынужден был обратиться к теории унтертонов и потерпел здесь явное поражение. Напомним, что минорное трезвучие строится, согласно Риману, сверху вниз, так что в трезвучии a-moll прима — e, терция — с, квинта — а; поэтому его обозначение — °е (нолик слева — знак минора). Соответственно, прибавляемые к консонантно-трезвучной основе тоны в мажоре считаются вверх от примы (и обозначаются арабскими цифрами, например: f6), в миноре — вниз от примы (и обозначаются римскими цифрами): °cVII (= f-as-c-d).
|
|
Не разделяя натуралистски-позитивистских методологических предпосылок Римана, мы не видим достаточных оснований для того, чтобы вводить в теорию тональных функций дуалистический момент. Кажется ясным, что, скажем, большая секста к аккорду субдоминанты прибавляется совершенно однотипно и в мажоре, и в миноре — снизу вверх. Более того: именно в явлении тональных функций основа их принципа (родство S-T-D через квинтовую связь их квинт) безразлична к ладовой окраске тональности. Тональные функции абсолютно однотипны и в мажоре, и в миноре (различающимся в ладовом, а не в тональном отношении местоположением терции внутри квинты). Поэтому теория тональных функций вообще не может базироваться на дуалистической предпосылке.
Система оказывается монистической, а не дуалистической (это не ново: монистической разновидности функциональной теории придерживались, например, X. Грабнер, В. Малер*); тем самым отпадает один из главных недостатков (римановской) функциональной теории.
* Обстоятельное изложение различных идей и трактовок функциональной теории гармонии содержится в книге А. Амбразаса «Классики функциональной теории» (Ambrazas A. Funkcines teorijos klasikai. Vilnius, 1981).
В соответствии со сказанным получается другая система обозначений (исходящая от римановской, но все же существенно иная):
♦ в мажоре (пример 156);
♦ в миноре (пример 157).
157 В миноре: