double arrow

В МИНОРЕ


Ряды квинт в мажоре и миноре (пример 155).

(По теории П. Н. Мещанинова, логическая противоположность мажора и минора объясняется физической природой этих централь­ных ладовых комплексов в контексте квинто-терцовой сетки звуко­ряда нашего строя: мажор — опора на основу, с-g в C-dur, то есть на «производящий» левый ряд; минор — опора на производное, с-g в c-moll, то есть на выведенный из левого правый ряд.)

В своей классической функциональной теории Риман, став на позиции гармонического дуализма (зеркальной взаимопротивополож­ности мажора и минора) и пытаясь найти природное обоснование структуре минорного трезвучия, вынужден был обратиться к теории унтертонов и потерпел здесь явное поражение. Напомним, что ми­норное трезвучие строится, согласно Риману, сверху вниз, так что в трезвучии a-moll прима — e, терция — с, квинта — а; поэтому его обозначение — °е (нолик слева — знак минора). Соответственно, при­бавляемые к консонантно-трезвучной основе тоны в мажоре счита­ются вверх от примы (и обозначаются арабскими цифрами, напри­мер: f6), в миноре — вниз от примы (и обозначаются римскими цифрами): °cVII (= f-as-c-d).




Не разделяя натуралистски-позитивистских методологических предпосылок Римана, мы не видим достаточных оснований для того, чтобы вводить в теорию тональных функций дуалистический мо­мент. Кажется ясным, что, скажем, большая секста к аккорду суб­доминанты прибавляется совершенно однотипно и в мажоре, и в миноре — снизу вверх. Более того: именно в явлении тональных функций основа их принципа (родство S-T-D через квинтовую связь их квинт) безразлична к ладовой окраске тональности. Тональные функции абсолютно однотипны и в мажоре, и в миноре (различаю­щимся в ладовом, а не в тональном отношении местоположением терции внутри квинты). Поэтому теория тональных функций вооб­ще не может базироваться на дуалистической предпосылке.

Система оказывается монистической, а не дуалистической (это не ново: монистической разновидности функциональной теории придер­живались, например, X. Грабнер, В. Малер*); тем самым отпадает один из главных недостатков (римановской) функциональной теории.

* Обстоятельное изложение различных идей и трактовок функциональной теории гармонии содержится в книге А. Амбразаса «Классики функциональной теории» (Ambrazas A. Funkcines teorijos klasikai. Vilnius, 1981).

В соответствии со сказанным получается другая система обозна­чений (исходящая от римановской, но все же существенно иная):

♦ в мажоре (пример 156);

♦ в миноре (пример 157).

157 В миноре:







Сейчас читают про: