А, Б - «Двойное применение» (по Ж.-Ф. Рамо)

Нельзя не усмотреть в двойном значении 2 ступени предпосылок расширения тональности: последование (в C-dur) d = 9: 8, g = 3: 2 и с = 1 складывается в микросистему d-g-c, не совпадающую с ос­новной (хотя и легко входящую в общую систему тональности C-dur в качестве ее субсистемы).

Функциональная (кварто-квинтовая) связь при плагальном раз­решении — IV-I, при автентическом — II-V; здесь заложена воз­можность образования субсистемы (реализуемая, например, в ма­зурке Шопена C-dur ор. 24 № 2: V-II-V-II-V-I), что равнозначно выходу за пределы тяготения непосредственно к тонике.

Однако это возможно лишь при подчеркивании отношения II-V. Обычно же, особенно если S6 появляется непосредственно после тони­ки, происходит комматическая замена — нечто подобное энгармони-

ческому переосмыслению звука с той разницей, что энгармоническая замена осуществляется хроматически (gis-as), a комматическая (тоже воображаемая) — диатонически (d-d). Например, первые четыре ак­корда прелюдии Баха C-dur из I тома ХТК (см. пример 152Б):

T-S6-D7-T I-IV (= II)-V-I

содержат такую комматическую замену: d = 10: 9 в S6 на d — 9: 8 в D7. Несмотря на непосредственное следование S6-D7, хода II-V (как в мазурке Шопена) не образуется и тональный круг не расши­ряется; тональность остается строго функциональной.

Аналогично обстоит дело в миноре (пример 153).

Свободный порядок числовых значений (пример 154).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: