Модификация коренных функциональных гармоний. Функциональные спутники, «мнимые консонансы» (скрытые диссонансы). Типы основного тона. Проблема медиант

Консонирующее трезвучие Т, S и D (см. пример 149) составляет лишь функциональное ядро, основу для многообразных видоизмене­ний, дающих множество созвучий данной функции посредством при­бавления (также и изъятия) различных тонов. Функциональное ядро при этом выполняет роль коренной гармонии, понимаемой как не­кий функциональный монолит, средоточие функциональных свойств и признаков, а всевозможные изменения представляют собой моди­фикации коренной гармонии данной функции, как бы функциональ­ные «вариации».

Основной прием модификации — прибавление тонов. В особенно­сти это касается нетонических функций — доминанты и субдоминан­ты, как выражений тонального движения, неустойчивости. Две из таких гармоний особенно специфичны для классической тональной системы — D7 и S6 (см. примеры 156 и 157). Септима в доминанте и секста в субдоминанте (достаточно мягко звучащие и вместе с тем диссонирующие тоны) симметрично дополняют данную функцию эле­ментом ее противоположности: к доминантовой квинте, верхнему зву­ку квинтовой цепи (см. пример 148), прибавляется субдоминантовая прима, нижний звук; и наоборот, к субдоминантовой приме, нижнему звуку квинтовой цепи (пример 148), прибавляется квинтовый тон до­минанты, то есть верхний тон цепи. Аккорды D7 и S6 получили назва­ние «характеристические диссонансы» (термин Римана); они обрисо­вывают соответствующую тонику (звуки которой лежат между D и S) наиболее определенно и однозначно.

Но «первые диссонансы» — самые мягкие, как бы лишь продле­вающие терцовый аккорд его же собственными, терцовыми сред­ствами вверх (прибавлением звука септимы от коренного основного тона функции) и вниз (секста может быть понята и как «терцовый унтертон», или «субтерция») — могут распространять действие вся­кой функции. Непременно будучи функциональными диссонансами (то есть линеарными, добавочными, побочными тонами по отноше­нию к КК — консонантному ядру), эти звуки и аккорды действуют так же, как и прочие диссонансы — образуют элемент движения, вносят тяготение, стремление к какому-то другому консонансу. Вне­дряясь в аккорды, они и им придают такой же смысл — функцио­нальный диссонанс влечет к другой функции (пример 158).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: