Консонирующее трезвучие Т, S и D (см. пример 149) составляет лишь функциональное ядро, основу для многообразных видоизменений, дающих множество созвучий данной функции посредством прибавления (также и изъятия) различных тонов. Функциональное ядро при этом выполняет роль коренной гармонии, понимаемой как некий функциональный монолит, средоточие функциональных свойств и признаков, а всевозможные изменения представляют собой модификации коренной гармонии данной функции, как бы функциональные «вариации».
Основной прием модификации — прибавление тонов. В особенности это касается нетонических функций — доминанты и субдоминанты, как выражений тонального движения, неустойчивости. Две из таких гармоний особенно специфичны для классической тональной системы — D7 и S6 (см. примеры 156 и 157). Септима в доминанте и секста в субдоминанте (достаточно мягко звучащие и вместе с тем диссонирующие тоны) симметрично дополняют данную функцию элементом ее противоположности: к доминантовой квинте, верхнему звуку квинтовой цепи (см. пример 148), прибавляется субдоминантовая прима, нижний звук; и наоборот, к субдоминантовой приме, нижнему звуку квинтовой цепи (пример 148), прибавляется квинтовый тон доминанты, то есть верхний тон цепи. Аккорды D7 и S6 получили название «характеристические диссонансы» (термин Римана); они обрисовывают соответствующую тонику (звуки которой лежат между D и S) наиболее определенно и однозначно.
Но «первые диссонансы» — самые мягкие, как бы лишь продлевающие терцовый аккорд его же собственными, терцовыми средствами вверх (прибавлением звука септимы от коренного основного тона функции) и вниз (секста может быть понята и как «терцовый унтертон», или «субтерция») — могут распространять действие всякой функции. Непременно будучи функциональными диссонансами (то есть линеарными, добавочными, побочными тонами по отношению к КК — консонантному ядру), эти звуки и аккорды действуют так же, как и прочие диссонансы — образуют элемент движения, вносят тяготение, стремление к какому-то другому консонансу. Внедряясь в аккорды, они и им придают такой же смысл — функциональный диссонанс влечет к другой функции (пример 158).