Апподжиатурные созвучия. Кадансовый квартсекстаккорд. Прочие линеарные функции

Проходящие (в особенности), а также вспомогательные аккорды представляют собой главную сферу воздействия линеарности на гар­монию. Прочие аспекты воздействия развиты намного скромнее, но зато обладают чрезвычайным разнообразием форм.

Из апподжиатурных форм наиболее распространенным является так называемый «кадансовый квартсекстаккорд» — составленное из тонических звуков задержание к следующей за ним доминанте-раз­решению. (Следует заметить, что второе обращение такого важного аккорда, как консонантное трезвучие, широко употребительно в трех важнейших линеарных функциях — в качестве задержания, проходящего и вспомогательного аккордов.) Будучи задержанием

к доминанте, K64 и должен обозначаться как D64 [-5-3] (обозначение, введенное Риманом). Согласно общему закону линеарных функций, линеарные «вставки» или «пролонгации» лишь обогащают гармони­чески, но не меняют функции; поэтому закономерно обозначение предшествующей кадансовому квартсекстаккорду (и разрешающей­ся непосредственно в тонические звуки) гармонии D к D как «DD», а не как «альтерированной S». (Впрочем, по характеру голосоведения эта предваряющая гармония нередко совпадает с альтерирован-

ной S, и тогда вопрос о различии того и другого перестает быть принципиальным.)

Если апподжиатурная гармония предваряет тонику, то анало­гичным образом функциональная связь осуществляется «через голо­ву» линеарной, как бы минуя линеарный аккорд (см. пример 167).

Украшающая апподжиатурная гармония («соаккорд») может быть гармонически более впечатляющей и характеристичной, чем ее раз­решение (пример 213).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: