Среди важнейших явлений линеарности есть еще одно, стоящее особняком, но по принципу противоположности связанное с неаккордовыми звуками, — органный пункт. Напомним, что, с точки зрения линеарности, все неаккордовые — линии движущиеся,однако в музыкальной ткани есть и линии неподвижные; именно такую линию представляет органный пункт. Общая черта всех линеарных явлений — созвучие разнофункциональных элементов. Разница в том, что принимать за основу, а что — за добавление: при неаккордовых звуках аккорды — неподвижный элемент, а линия — движущийся, при органном пункте, наоборот, — линия неподвижна, а аккорды движутся. По отношению к неаккордовым звукам аккорд всегда есть нечто вроде органного пункта. Но при «утолщении» линии до категории аккорда эти два рода «полифункциональных» явлений сближаются, попадая в конце концов в одну группу линеарных гармоний. Тем не менее органный пункт все же несколько обособляется от прочих видов линеарности.
«Педальные» функции линеарной гармонии проявляются (как и в обычном органном пункте) в двух планах — как полифункциональные противопоставления мелодии (см. главную тему финала симфонии Гайдна D-dur № 104) и аккордовой последовательности (см. коду ариозо Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского). Для самого органного пункта такое подразделение значения не имеет, а Для линеарной гармонии разбираемого типа оно уже существенно. Рассмотрим пример 215.
Аккорды верхнего слоя в примере 215А по происхождению всего лишь неаккордовые звуки, берущиеся вместе с некоторыми