Б) Н. Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством»

[Adagio]

В первом образце примера (А) особенно нежный и изысканный характер гармонии связан с избеганием нормативной формы тони­ки, заменяемой то увеличенным трезвучием (вспомогательного зна­чения), то мнимоконсонантной формой Т6; во втором (Б) — увели­ченное трезвучие используется как выражение сказочной народной фантастики: вареники сами прыгают герою в рот. Острота в обоих случаях связана со вспомогательной формой альтерации.

Подобно уменьшенному вводному септаккорду, увеличенное трез­вучие при движении по полутонам обнаруживает связь с фундамент­ными ходами баса по квинтам (см. пример 230).

Интересно, что и здесь возникает повторность аккордовых струк­тур «через четыре» (пример 230В). Однако использование этих гар­монических возможностей приходится уже на рубежную эпоху пере­хода к новой гармонии XX в. и связано с иными гармоническими принципами, чем тип S-T-D (см. об этом в § 24 настоящей главы).

Более употребителен другой альтерированный аккорд — увели­ченной сексты. Разрешаясь в октаву, аккорд 6<; естественно, «при­страивается», в первую очередь, к каждому из звуков тонического трезвучия, то есть строится на полтона выше квинты, примы и терции

А, Б)

В)

Г) Φ. Лист. «Фауст»

Lento assai


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: