[Adagio]
В первом образце примера (А) особенно нежный и изысканный характер гармонии связан с избеганием нормативной формы тоники, заменяемой то увеличенным трезвучием (вспомогательного значения), то мнимоконсонантной формой Т6; во втором (Б) — увеличенное трезвучие используется как выражение сказочной народной фантастики: вареники сами прыгают герою в рот. Острота в обоих случаях связана со вспомогательной формой альтерации.
Подобно уменьшенному вводному септаккорду, увеличенное трезвучие при движении по полутонам обнаруживает связь с фундаментными ходами баса по квинтам (см. пример 230).
Интересно, что и здесь возникает повторность аккордовых структур «через четыре» (пример 230В). Однако использование этих гармонических возможностей приходится уже на рубежную эпоху перехода к новой гармонии XX в. и связано с иными гармоническими принципами, чем тип S-T-D (см. об этом в § 24 настоящей главы).
Более употребителен другой альтерированный аккорд — увеличенной сексты. Разрешаясь в октаву, аккорд 6<; естественно, «пристраивается», в первую очередь, к каждому из звуков тонического трезвучия, то есть строится на полтона выше квинты, примы и терции
А, Б)
В)
Г) Φ. Лист. «Фауст»
Lento assai