М. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен

Сходный оборот открывает гармонически-конфликтную главную тему I части 3-й симфонии Бетховена (см. такты 6-10):

Особое положение аккордов 6< в гармонической системе опреде­ляется использованием свойств хроматических интервалов (прежде всего, структурные отражения увеличенной секстой свойств малой септимы; см. главу 8, § 9). В наибольшей мере это касается самого типичного строения аккорда увеличенной сексты — сочетания (от баса) большой терции и увеличенной сексты (будем считать именно это сочетание аккордом 6 <). Аккорд 6< (вопреки примитивной терцо­вой теории) не только не является обращением («квинтсекстаккордом»), но, более того, по силе выявления и подчеркивания в нем основного тона (нижнего звука увеличенной сексты) оказывается совершенно равен и мажорному трезвучию, и мажорному септаккор­ду (типа g-h-f).

Сила основного тона в аккорде 6< приводит к очередному рас­щеплению функций в качестве еще одной из сторон расширения тональности. Расщепление выражается в том, что основной тон функ­ции начинает дублироваться своей тритоновой транспозицией. На­пример, вместо основного тона D на 5 отчетливо слышен основной тон на н2, вместо DD на 2 — основной тон на н6.

В результате получается умножение фундаментных тонов в то­нальности.

Наиболее заметна такая эмансипация в аккорде DD на н6 — гармонии, настолько характерной для стиля Чайковского, что ее с полным правом можно назвать «секстой Чайковского».

Конечно, формально ничего не стоит изобразить «сексту Чайков­ского» как альтерированный аккорд

(вмажоре; и сходно в миноре) либо как

Но эти трактовки не схватывают главного: «секста Чайковского» строится и в мажоре и в миноре на основном тоне н6; так она слышится, так она должна и определяться (пример 234).*

В такте 2 примера 234Б расширенно-тональная и хроматическая сущность нVI () очень выразительно подчеркивается голосоведе­нием: более острый диссонанс 11 полутонов разрешается в диссонанс 10 полутонов (переход 11 в 10 связан с ощутимым спадом остроты напряжения). Таким образом, вместе с расщеплением фундамента функции зарождается и принципиально новая градация диссонантного и консонантного напряжения внутри групп диссонансов или кон­сонансов, а не только между ними (ср. с примером 7 из главы 2). По-видимому, эти процессы — один тонально-функциональный, другой аккордо-структурный — в целом взаимообусловлены.

То же касается и увеличенной сексты на н2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: