double arrow

Б) С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром

В примере 228Б можно говорить о дезальтерации, несмотря на новый хроматический ход S3-3>, так как аккорд °3 относится к миксодиатоническому роду (гармонический мажор), то есть к ладу, со­ставленному из диатонических элементов; звук же eis недиатоничен ни в миноре, ни в мажоре.

Однако если это сопровождается одновременной хроматической альтерацией другого аккордового звука, о дезальтерации уже гово­рить нельзя (см. пример 192 — чередование разных видов альтери­рованной субдоминанты).

Из генетической связи альтерации с хроматическими неаккордо­выми звуками выводится существование двух видов альтерации:

1) аккорды проходящей альтерации;

2) аккорды вспомогательной (вводнотонной) альтерации. Различие между ними такое же, как между соответствующими

хроматическими неаккордовыми: при проходящей альтерации (на­пример, в побочной теме финала 5-й симфонии Бетховена: (Т5-5< -S), когда хроматический звук предшествуется диатоническим и разре­шается в диатонический, острота хроматизма (при прочих равных условиях) меньше, чем при вспомогательной альтерации, когда хро­матизм с одной стороны «открыт» и поэтому действует интенсивнее (например, в начале поэмы ор. 32 № l Fis-dur Скрябина).

Среди аккордов, порождаемых альтерацией, следует выделить часто употребляемые два типа — увеличенное трезвучие (аккорд уве­личенной квинты) и аккорд увеличенной сексты.

Увеличенное трезвучие удивительно по своим свойствам. Состав­ленное, казалось бы, из одних только акустических консонансов, не содержащее в себе ни септим, ни секунд, оно тем не менее всегда диссонантно — точнее сказать, всегда неконсонантно. Очевидно, причина диссонирования увеличенного трезвучия сродни мнимой консонантности функциональных спутников: оно не совпадает ни с мажорным, ни с минорным трезвучием, причем всегда образует, по меньшей мере, с одним из звуков опорной квинты острое диссонантное противоречие. По существу, это то же, что скрытый диссонанс (см. § 6 настоящей главы); однако увеличенное трезвучие всегда функционирует как диссонанс.

Подобно другим аккордам, получаемым геометрическим делени­ем двенадцати полутонов на равные части, увеличенное трезвучие обладает «многоконечностью» (здесь — «трехконечностью»), то есть оно само по себе не имеет ни «низа», ни «верха»; отсюда его специ­фически неопределенный характер.

В тональной гармонии наиболее частое «амплуа» увеличенного трезвучия — D с минорной секстой или с увеличенной квинтой (см., например: Римский-Корсаков, «Майская ночь», № 12). Встречается также +Т5< и — редко — °S1> (в миноре), пример 229.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: