В примере 228Б можно говорить о дезальтерации, несмотря на новый хроматический ход S3-3>, так как аккорд °3 относится к миксодиатоническому роду (гармонический мажор), то есть к ладу, составленному из диатонических элементов; звук же eis недиатоничен ни в миноре, ни в мажоре.
Однако если это сопровождается одновременной хроматической альтерацией другого аккордового звука, о дезальтерации уже говорить нельзя (см. пример 192 — чередование разных видов альтерированной субдоминанты).
Из генетической связи альтерации с хроматическими неаккордовыми звуками выводится существование двух видов альтерации:
1) аккорды проходящей альтерации;
2) аккорды вспомогательной (вводнотонной) альтерации. Различие между ними такое же, как между соответствующими
хроматическими неаккордовыми: при проходящей альтерации (например, в побочной теме финала 5-й симфонии Бетховена: (Т5-5< -S), когда хроматический звук предшествуется диатоническим и разрешается в диатонический, острота хроматизма (при прочих равных условиях) меньше, чем при вспомогательной альтерации, когда хроматизм с одной стороны «открыт» и поэтому действует интенсивнее (например, в начале поэмы ор. 32 № l Fis-dur Скрябина).
|
|
Среди аккордов, порождаемых альтерацией, следует выделить часто употребляемые два типа — увеличенное трезвучие (аккорд увеличенной квинты) и аккорд увеличенной сексты.
Увеличенное трезвучие удивительно по своим свойствам. Составленное, казалось бы, из одних только акустических консонансов, не содержащее в себе ни септим, ни секунд, оно тем не менее всегда диссонантно — точнее сказать, всегда неконсонантно. Очевидно, причина диссонирования увеличенного трезвучия сродни мнимой консонантности функциональных спутников: оно не совпадает ни с мажорным, ни с минорным трезвучием, причем всегда образует, по меньшей мере, с одним из звуков опорной квинты острое диссонантное противоречие. По существу, это то же, что скрытый диссонанс (см. § 6 настоящей главы); однако увеличенное трезвучие всегда функционирует как диссонанс.
Подобно другим аккордам, получаемым геометрическим делением двенадцати полутонов на равные части, увеличенное трезвучие обладает «многоконечностью» (здесь — «трехконечностью»), то есть оно само по себе не имеет ни «низа», ни «верха»; отсюда его специфически неопределенный характер.
В тональной гармонии наиболее частое «амплуа» увеличенного трезвучия — D с минорной секстой или с увеличенной квинтой (см., например: Римский-Корсаков, «Майская ночь», № 12). Встречается также +Т5< и — редко — °S1> (в миноре), пример 229.