Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5.Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка; серия сюжетных картин «Осень»; картинки с изображением перелетных птиц: скворец, соловей, ласточка, кукушка, идр.; карточки к упражнению «Будь внимателен» (по количеству детей); тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.
²В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
²— Ребята, какое сейчас время года? — Какие осенние приметы вы знаете? | — Осень. |
² Психолог раздает карточки к упражнению «Будь внимателен». | |
— Ребята, рассмотрите таблицу. | |
Дети рассматривают изображения фигур и предметов, данных в таблице. | |
— Как вы думаете, почему солнышко грустит? — Правильно! Найдите в таблицах изображение тучек. Сосчитайте их. Сколько тучек? — А какие грибы нарисованы в таблице? — Можно ли людям собирать мухоморы? — Верно. Возьмите из тарелочек простые карандаши. Сейчас вы будете отыскивать в таблице солнышки, тучки и мухоморы. Возле каждого солнышка рисуйте один лучик, под каждой тучкой — две капли, а мухоморы — зачеркивайте. | — Осенью солнце греет слабо, его часто закрывают тучи. — Пять тучек. — Мухоморы. — Нет. Это несъедобные грибы. |
Психолог дает образец выполнения упражнения на доске, просит детей повторить содержание инструкции, стирает с доски изображение и предлагает приступить к выполнению задания. После того, как дети закончат работу, психолог задает вопросы. | |
²— Какие геометрические фигуры нарисованы в таблице? — Какие еще геометрические фигуры вы знаете? — Какую геометрическую фигуру художник превратил в мухомор? — А какую — в солнышко? — Какую геометрическую фигуру вам напоминает тучка? — Возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Нарисуйте квадрат. — А теперь превратите эту фигуру в какой-нибудь предмет — дорисуйте необходимые детали. | — Треугольники, круги, овалы. — Прямоугольники, квадраты (ромбы). — Треугольник. — Круг. — Овал. |
Аналогичная работа проводится с другими геометрическими фигурами. ² Психолог показывает сюжетные картины и просит детей послушать и вспомнить стихотворение Н. Егоровой. — Листья клена пожелтели, Птицы к югу улетели. Дождику идти не лень И всю ночку и весь день. Дети расставляют серию сюжетных картин «Осень» в заданной последовательности, затем вспоминают (заучивают) и рассказывают стихотворение, используя помощь психолога и опорные картины. | |
²— Ребята, а как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края? — Почему перелетные птицы улетают? — Правильно. Насекомые спрятались, и улетели в теплые страны птицы, которые питаются насекомыми. Первой улетела кукушка, за ней стрижи, ласточки, скворцы, грачи, соловьи, трясогузки. Когда водоемы покрываются льдом, отправляются в путь чайки, дикие утки и гуси. | — Перелетные птицы. — Они не могут найти корм. |
Психолог снимает серию картин «Осень» и прикрепляет к магнитной доске изображения перелетных птиц. Он обращает внимание детей на внешний вид птиц, предлагает запомнить их названия. | |
²—Подойдите ко мне. Давайте поиграем в игру, которая называется «Птицы улетают на юг». | |
Дети подходят к психологу. Психолог произносит названия различных животных, а также предметов, созвучных названиям перелетных птиц. Дети, услышав название перелетной птицы, должны развести руки в стороны и, имитируя полет птиц, бегать по кабинету. Если психолог произносит название зимующей птицы, зверя или предмета, детям нужно остановиться и замереть. — Воробей, чайка, крокодил, ласточка, чашка, сорока, лампочка, кукушка, еж, кормушка, ворона, скворец, синица, скворечник... | |
² Игра «Любимое животное». Дети выбирают животных, которых они будут изображать. Психолог дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем каждый участник игры, по очереди изображает животное при помощи пантомимики. (При затруднениях психолог предлагает игрокам использовать звукоподражания.) Остальные дети угадывают животное. Если правильный ответ прозвучал, ребенок-водящий рассказывает, почему он любит это животное. Психолог хвалит детей за выдумку и старание | |
²— Наше занятие подходит к концу. Вспомните и расскажите игрушке, чем мы сегодня занимались. | |
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о своих впечатлениях. | |
— Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем ласковые слова. | |
Звучит музыка. Дети и психолог свободно передвигаются по кабинету, подходят друг к другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг до друга и говорят комплименты. | |
— До свидания. До следующей встречи! |
|
|
|
|